Экономика энергетики: Учебное пособие
Глава 2 ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОБЩЕРОССИЙСКОГО РЫНКА ЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ (ФОРЭМ)
2.1.Общие законы рыночной экономики
Закон стоимости
Определяет суть взаимоотношений в процессе товарообмена на свободном рынке. Согласно этому закону, каждый товар, представленный продавцом (производителем) на рынок, имеет свою стоимость. Стоимость товара определяется как стихийно складывающаяся рыночная цена (Ц), соответствующая общественно необходимым затратам труда, и может характеризоваться выражением:
Ц = с + V + m, (2.1)
где с – капитал, затраченный для производства данного товара. По современной терминологии – это основные производственные фонды, точнее – их часть, перенесенная на продукцию и равная сумме амортизационных отчислений, и все материальные затраты, включая стоимость оборотных средств; V – живой труд, выступающий в виде стоимости рабочей силы, т.е. равный величине оплаты труда; m – прибавочная стоимость, прибыль, составляющая основной стимул производства.
Естественно, что продавец хотел бы получить за свой товар максимально возможную прибыль, для чего следует назначить максимально высокую цену. Однако каждый товар, с точки зрения покупателя, имеет некоторую потребительскую стоимость, степень его полезности, поэтому неизвестно, захочет ли покупатель покупать товар по предложенной цене.
Таким образом, во взаимодействии стоимости и потребительской стоимости происходит формирование рыночной цены, устраивающей и продавца, и покупателя. Иными словами, цена складывается в результате балансирования спроса и предложения на рынке.