Экономика энергетики: Учебное пособие
Глава 7 РЕАЛИЗАЦИЯ, ПРИБЫЛЬ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКЕ
7.2. Сумма реализации продукции в энергетике
Понятие «сумма реализации продукции» в промышленности и в энергетике наиболее распространено для выражения объема производства и возникает при продаже энергетической продукции – энергии, энергоносителей и энергетических услуг:
R = Э1 х Т1 + Э2 х Т2 + Э3 х· Т3 + ….± А + У (р./г.), (7.9)
где R – сумма реализации энергетической продукции, р./г.; Э1, Э2, Э3…– количество каждого вида реализованной продукции – различных видов энергии и энергоносителей, ед.энергии/г.; Т1, Т2, Т3 – соответствующие тарифы (среднеотраслевые или средние для данной энергосистемы, энергопредприятия), р.ед.энергии (услуг); А – сумма абонентской задолженности, обычно со знаком «», «+», возникает при предоплате, р./г.; У – выручка от оплаты различных услуг, в том числе неэнергетического характера, оказываемых энергетиками сторонним организациям, р./г.
Поскольку наиболее распространенными видами являются электрическая и тепловая энергия, формула расчета суммы реализации чаще выглядит так:
R = W х Тэ + Q х Тq А + У (р./г.), (7.10)
где W – количество отпущенной энергии, КВТ·ч/г.; Q – количество теплоты, отпущенной потребителям, Гкал/г.; Тэ – средний тариф на электроэнергию, рассчитанный как средневзвешенная величина всех тарифов, используемых данными производителями для расчета с потребителями; р./КВт.ч; Тq – средний тариф за тепловую энергию, также рассчитанный по всей энергосистеме или другому энергопроизводителю, с учетом штрафных тарифов и других возможных особенностей платежей, р./Гкал.
Как видно из формулы (7.10), сумма реализации зависит от объемов проданной энергетической продукции, причем, сумма выручки от продажи без вычета абонентской задолженности представляет собой товарную продукцию.