Экономика энергетики: Учебное пособие
Глава 8 ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОЦЕНОК ПРОИЗВОДСТВА И ИНВЕСТИЦИЙ В ЭНЕРГЕТИКЕ
8.4. Приведенные затраты
Механизм рыночного ценообразования
Механизм рыночного ценообразования регулирует взаимоотношения производителей и потребителей большинства видов продукции, кроме так называемых «общественных товаров» – социальных нужд, экологии, культуры и др., а также при монополизированном производстве.
Обычно на рынке возникает для разных производителей ситуация, при которой его цена Цп может быть меньше или больше или равна рыночной:
Ц0 <=> Цп, или разница рыночной цены и цены производителя: ±Ц = Ц0 Цп.
Может возникнуть ситуация, когда Ц >m , т.е. производство будет совершенно бесприбыльным, убыточным, а производителя ждет банкротство. Очевидно, для успешной работы на рынке у любого производителя должно быть Ц0 Цп и Ц mmin, т.е. производитель должен иметь некую минимальную прибыль, необходимую для выживания в условиях рынка. Тогда цена производства:
c + v + mmin = Цmin; (8.8)
Цmin = s + mmin. (8.9)
Как видно из выражения (8.9), цена, по которой производитель продаст на рынке свою продукцию, должна покрывать его эксплуатационные расходы (себестоимость) и давать некую минимальную прибыль для выживания в условиях рынка.