ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. Раздел 4 учебника «УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»
4.1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ИННОВАТИКИ
4.1.2. Наука, технология, экономика и образование как компоненты целостной системы инновационной деятельности
Большинство прогрессивных нововведений находит реальное воплощение в создании наукоемкой и конкурентоспособной продукции, что является одним из важных результатов инновационной деятельности.
Диапазон распространения нововведений расширяется на основе практики, когда их ценность проявляется при вступлении в контакт с человеком его потребностями. Ценностные отношения образуют особую группу факторов регуляции в рыночной экономике. При этом с развитием науки и техники все большее значение в стоимости товаров придается затратам интеллектуального, а не физического труда.
Инновационная деятельность связана с привлечением различных ресурсов. Основными из них являются инвестиции и затраты времени как на проведение исследований и разработок, так и на выполнение проектно-технологических и других работ, связанных с масштабным освоением производства новой продукции. В целостную систему инновационной деятельности входят такие составляющие компоненты, как наука, технология, экономика и образование. Интегративные свойства целостных систем выражает соотношение
A > Σаi
где А – результат функционирования целостной системы;
ai – результат функционирования i-го компонента;
i – число компонентов целостной системы.
Отсутствие любого из компонентов приведет к нарушению целостности системы инновационной деятельности. Точно также недостаточное внимание к развитию одного из компонентов целостной системы снизит результативность ее функционирования. Например, игнорирование развития науки негативно отразится на конкурентоспособности продукции, так как уменьшится ее наукоемкость. В свою очередь недостаточное внимание к сфере образования приведет к обострению кадровых проблем не только в учреждениях науки и организациях, создающих новую продукцию, но и в отраслях экономики.