ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. Раздел 4 учебника «УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»
4.2. НОВОВВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
4.2.1. Классификация инновационных процессов и нововведений в инновационном менеджменте
Особенности сложного продукта
Особенностями сложного продукта являются многочисленные технологические переделы в процессе его производства, а также применение современных приборов и машин в сочетании с трудом работников высокой квалификации. Такого рода нововведения в сочетании с их коммерциализацией составляют основу инновационного менеджмента, который регулирует инновационные процессы в направлении новизны и наукоёмкости создаваемой продукции. Под новшеством (новацией) понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление (открытие). Практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг является нововведением (инновацией).
К этой же группе использования новшеств относятся многие организационно-технические, управленческие и экономические решения производственного, финансового, коммерческого и административного характера (классификация в табл.4.4).
----------------------------------------
Таблица 4.4. Классификация инновационных процессов и нововведений
Базовые признаки объектов классификации - Группирование по установленным признакам
1. Содержание новаций, инновационных процессов - Технические, технологические, экономические, управленческие, организационные
2. Степень новизны - Абсолютная, относительная, условная, частная
3. Варианты организации - Внутрикорпоративные, программные, конкурсные
4. Потенциал новаций - Радикальные, комбинированные, модифицированные
5. Особенности инновационных процессов - Внутриорганизационные, межорганизационные, различающиеся по длительности этапов
6. Уровень разработки и распространения нововведений - Государственные, республиканские, региональные, отраслевые, корпоративные, фирменные
7. Сферы разработки и распространения нововведений - Промышленные, финансовые, торгово-посреднические, научно-педагогические, правовые
8. Особенности характера нововведений - Простой продукт, модификация сложного продукта предыдущего технологического уклада инновационный продукт, услуги
----------------------------------------
На современном этапе развития общественного производства прогрессивные нововведения находят реальное воплощение в сложных, наукоёмких продуктах, энергосберегающих и высоких технологиях, а также в сфере услуг. При всем разнообразии рынка новаций определяющим условием для успешной реализации инновационных процессов и нововведений является выделение инвестиций в научно-техническую деятельность.
Непременным условием для выделения инвестиций является ТЭО конкурирующих идей и предлагаемых решений. Приведенная в табл.4.4 классификация инновационных процессов и нововведений характеризует их базисные признаки и раскрывает принципиальное содержание по укрупненным группам, что позволяет иметь более объективные оценки при ТЭО и осуществлении инновационной деятельности.