Оценка предприятий. Доходный подход
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Значение доходного подхода к оценке предприятий
Важность и актуальность методик доходного подхода в оценке бизнеса
В данной книге исследуются методики доходного подхода к оценке предприятий ввиду их особой важности и актуальности в рыночных условиях хозяйствования.
Во-первых, в рыночных условиях хозяйствования, любого инвестора (или покупателя предприятия), желающего вложить свой капитал в то или иное предприятие интересует будущая доходность данного предприятия и чистая текущая стоимость на вложенный капитал. Реализация доходных методов оценки предприятия дает ответы на интересующие инвестора вопросы.
Во-вторых, некоторые типы предприятий с трудом поддаются оценке с помощью методик имущественного подхода, а использование сравнительных методик оценки для них невозможно ввиду отсутствия соответствующей рыночной информации. Это касается:
предприятий, связанных с информационно-рекламной сферой деятельности, так как их стоимость зависит от размеров и эффективности первоначальных затрат, последующих объемов реализации услуг и чистых доходов;
предприятий, деятельность которых базируется на новых технологиях, когда стоимость предприятия существенно зависит от конъюнктуры соответствующего сектора рынка;
предприятий, имеющих исключительные права, каналы связи, каналы реализации продукции, услуг. Обладание данными исключительными правами позволяет таким предприятиям ограничить конкуренцию на соответствующем рынке и получать высокие и стабильные доходы, следовательно и высокую стоимость;
предприятий, занимающихся профессиональными сферами деятельности (оценочной, медицинской, юридической, аудиторской и пр.). Их стоимость в значительной степени зависит от индивидуальных качеств руководителя, его квалификации, связей и т.д.
Вышеперечисленные типы предприятий функционируют в основном на основе имеющегося у них гудвила (специфического нематериального актива, способствующего получению доходов. Стоимость данных предприятий необходимо оценивать различными методиками, в том числе с использованием методики доходного подхода. При этом необходимо учитывать специфику данных типов предприятий и вносить соответствующие поправки при изменении условий их функционирования.
Трудно оценивать стоимость инновационных фирм и предприятий, занимающихся уникальными сферами деятельности, например, производством неповторимых единичных образцов продукции.
В-третьих, особое внимание к методикам доходного подхода обусловлено их слабой разработанностью в отечественной экономической науке. До настоящего времени отсутствуют монографии по этой проблеме.