Оценка предприятий. Доходный подход
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.4. Классификация предприятия с точки зрения их оценки
Деление предприятий по критерию организационно-правовых форм
По критерию организационно-правовых форм целесообразно принять классификацию предприятий, данную в Гражданском кодексе РФ (см. вторую главу книги), которая позволяет учесть в оценке как внутренние, так и внешние специфические и юридические особенности их функционирования, в том числе особенности прав собственности на имущество, результаты производства, налогообложения.
Особенности организационно-правовых форм предприятий учитываются при:
- выборе предприятий-аналогов при реализации методики сравнительного подхода к оценке;
- определении законодательства, по которому осуществляется налогообложение оцениваемого предприятия, когда производится расчет чистой прибыли или денежного потока при реализации методов доходного подхода;
- определении экспертом-оценщиком размеров и стоимостей долей различных участников данного предприятия.
Учредительные документы предприятий различных организационно-правовых форм, протоколы общих собраний участников и заседаний советов директоров, проспекты эмиссий, различные внутренние нормативные документы позволяют эксперту-оценщику учесть особенности состава пакетов акций и их движения, оценить их влияние на уровень стоимости предприятия.
Учредительные документы предприятия основной источник, по которому можно определить организационно-правовую форму оцениваемого предприятия. Они же позволяют выяснить множество других аспектов, необходимых для оценки.
Классификация предприятий облегчает выбор сопоставимых предприятий в процессе оценки, например, в имущественном подходе при использовании метода замещения, когда необходимо определить удельные стоимости замещения по вновь проектируемым или недавно построенным сопоставимым предприятиям. В доходном подходе источники информации и сбор данных осуществляется по сопоставимым предприятиям как при определении отдельных параметров денежного потока, так и при расчете ставок дисконтирования. Что касается сравнительного (рыночного) подхода, то все его методы основаны на анализе данных сопоставимых предприятий.