Оценка предприятий. Доходный подход
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.4. Классификация предприятия с точки зрения их оценки
Технология выбора сопоставимых предприятий
Технология выбора сопоставимых предприятий включает в себя три основных этапа.
Этап 1. Определение элементов сопоставимости предприятий.
Этап 2. Составление предварительного перечня открытых сопоставимых предприятий, акции которые обращаются на фондовом рынке.
Этап 3. Составление окончательного перечня сопоставимых предприятий.
Ниже мы рассматриваем более подробно первый этап процесса выбора сопоставимых предприятий, так как он наиболее сложен.-
ЭТАП 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОПОСТАВИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Известны несколько наборов элементов сопоставимости предприятий. Анализ соответствующих зарубежных данных и отечественный опыт оценки позволяет предложить следующий набор элементов сопоставимости предприятий:
1. Выпускаемая продукция, оказываемые услуги, вид деятельности.
2. Вид собственности.
3. Отрасль.
4. Организационно-правовая форма.
5. Объем выпуска продукции (услуг), балансовая стоимость, прибыль, структура капитала, численность и другие экономические параметры.
6. Качество управления (квалификация управляющих).
7. Положение (имидж) предприятия в отрасли или в той или иной сфере деятельности.
Перечисленные выше признаки (элементы) сопоставимости предприятий, на наш взгляд, основные для определения сопоставимых предприятий в процессе оценки.
При определении сопоставимых предприятий желательно использовать весь набор вышеприведенных элементов. Однако в отечественной оценочной практике использовать весь набор элементов довольно проблематично ввиду отсутствия достоверной исходной информации о производственно-хозяйственной деятельности и финансово-экономическом состоянии оцениваемых предприятий.