рефераты, курсовые, дипломы на заказ: актуально, качественно, удобно  
Диплом Арт - дипломы, курсовые, рефераты, контрольные работы на заказ Гарантии Прайс-лист Экспресс-заказ Оплата и доставка Контакты
Заказать реферат Заказать курсовую Заказать диплом

Макроэкономика: Курс лекций для экономистов

Т.Ю. Матвеева

РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ СОВОКУПНОГО СПРОСА
Глава 9. Равновесие на товарном рынке. Простая кейнсианская модель (модель «расходы – доходы»)

9.13. Разрывы в «Кейнсианском кресте»

«Кейнсианский крест» для закрытой экономики (для трехсекторной модели экономики) изображен на рис.9.9.

Макроэкономика: Курс лекций для экономистов - изображение 30

Рис. 9.9. Кейнсианский крест для закрытой экономики

Точка А соответствует равновесию товарного рынка, т. е. ситуации, при которой планируемые расходы равны фактическим, расходы равны доходу, а инъекции равны изъятиям. Уровень Y1 представляет собой равновесную величину совокупного дохода (выпуска). Однако эта равновесная величина Y может не соответствовать и, по мнению кейнсианцев, обычно находится ниже уровня ВВП полной занятости, т.е. потенциального ВВП (Y*).

Е


сли фактический равновесный ВВП меньше потенциального (Yфакт. < Y*), то в экономике имеет место так называемый рецессионный разрыв. Такая ситуация , в соответствии с кейнсианскими представлениями, обусловлена недостаточностью совокупных расходов для обеспечения уровня выпуска полной занятости, поэтому для достижения этого уровня выпуска (Y*) необходимо увеличить совокупные планируемые расходы Ep. (рис. 9.10 (а)).

Макроэкономика: Курс лекций для экономистов - изображение 31

Рис. 9.10. Разрывы в кейнсианской модели

Исходное равновесие находится в точке А, в которой величина совокупных планируемых расходов равна Е1, а объем равновесного фактического выпуска Y1, что он меньше, чем уровень выпуска полной занятости Y*. Чтобы обеспечить выпуск Y*, должны увеличиться планируемые расходы, т.е. кривая Ер1 должна сдвинуться до Ер2. Важно различать рецессионный разрыв расходов и рецессионный разрыв выпуска (ВВП). Разница между величиной планируемых расходов Ер1 и Ер2 представляет собой рецессионный разрыв расходов (∆Ер), а разница между величиной Y1 и Y* (∆Y) - это рецессионный разрыв выпуска. Следует отметить, что возможность рецессионного разрыва выпуска признают представители всех направлений макроэкономистов, а рецессионный разрыв расходов имеет место только в кейнсианской модели (поскольку только в этой модели, во-первых, рецессионный разрыв выпуска объясняется недостаточностью величины совокупных расходов (совокупного спроса) в результате неполной занятости ресурсов и, во-вторых, обосновывается мультипликативный эффект воздействия изменения расходов на изменение величины совокупного выпуска). В кейнсианской модели рецессионный разрыв выпуска – это рецессионный разрыв расходов, умноженный на мультипликатор расходов (∆Y = ∆Ер х КА ), а поскольку мультипликатор расходов КА, равный [1 / (1 – мрс (1 – t))] всегда больше 1, то рецессионный разрыв выпуска всегда больше рецессионный разрыва расходов. Противоположная ситуация, при которой фактический равновесный выпуск Y превышает выпуск полной занятости (потенциальный ВВП) Y*, т.е. Yфакт >Y*, известна как инфляционный разрыв выпуска, что в кейнсианской модели является следствием инфляционного разрыва расходов, т.е. избыточности совокупных расходов. Для возвращения к потенциальному объему выпуска необходимо сократить совокупные планируемые расходы. Эта ситуация представлена на рис. 9.10 (б). Инфляционный разрыв выпуска равен ∆Y, а инфляционный разрыв расходов равен ∆Ер, причем ∆Y – это мультиплицированная величина ∆Ер. Чтобы ликвидировать инфляционный разрыв, планируемые расходы должны быть уменьшены на ∆Ер, что соответствует сдвигу кривой планируемых расходов от Ер1 до Ер2.

А поскольку, по мнению Кейнса и его последователей, изменить величину расходов частного сектора достаточно сложно (особенно увеличить их, если домохозяйства имеют низкие доходы и не в состоянии увеличивать потребительские расходы, а фирмы настроены пессимистично относительно будущего и не желают инвестировать, как это было в период Великой депрессии), то должны меняться расходы государственного сектора, что и обеспечит регулирование экономики и если не полную ликвидацию, то хотя бы сокращение разрывов выпуска. Таким образом, из теоретических положений кейнсианской модели следовали следующие выводы:

1) государство должно стать активным участником в экономике;

2) государство должно регулировать экономику с помощью воздействия на совокупные расходы (изменение которых обладает мультипликативным эффектом), т.е. на совокупный спрос, что обеспечит необходимый объем выпуска;

3) регулирование экономики должно проводиться с помощью фискальной (бюджетно-налоговой) политики;

4) главным инструментом фискальной политики должно стать изменение величины государственных закупок, поскольку эта мера оказывает прямое, а поэтому наибольшее воздействие на совокупный спрос.

(Фискальная политика, ее цели, инструменты, механизм воздействия на экономику, достоинства и недостатки будут позже рассмотрены подробно).

Последователи Кейнса внесли некоторые важные дополнения в модель «доходы – расходы» (в модель «Кейнсианского креста»). В анализ было включено рассмотрение воздействия на экономику:

1) индуцированных (т.е. зависящих от уровня дохода) инвестиций и

2) чистого экспорта

Осенние скидки!

Сделав заказ работы у нас до 30 ноября., Вы получаете скидку 10% на все виды работ!
Новости

29.09.10 16:56
Новая книга по менеджменту

В разделе менеджмент опубликован сборник статей Менеджмент в эпоху глобализации

28.09.10 12:11
Новая книга по финансам

Заказать диплом, курсовую по предмету:

экономика

финансовый анализ
бизнес-планирование
инвестиции
менеджмент
маркетинг
экономическая теория
макроэкономика
микроэкономика
управление персоналом
финансы
денежное обращение и кредит
экономика предприятия

юриспруденция

правоведение
гражданское право
трудовое право
авторское право
финансовое право

гуманитарные науки

социология
политология
психология
педагогика
философия
этика
культурология
история

туризм

сервисная деятельность
экономика в туризме
менеджмент туризма
техника и технология туризма