Курс экономической теории
Раздел I. МИКРОЭКОНОМИКА
Глава 5. Рыночное равновесие и неравновесие
Характеристика секторов рыночного пространства в модели спроса и предложения
В результате все рыночное пространство оказывается поделенным на четыре сектора. Рассмотрим эти секторы по порядку.
В секторе I сосредоточены цены выше максимальных для покупателя и ниже минимальных для продавца. Заключать сделки на таких условиях нет заинтересованности ни у кого. Поэтому данный сектор является «мертвой зоной» данного рынка.
В секторе II налицо односторонняя заинтересованность продавца. Это зона возможных продаж, но покупка таких количеств товара по таким высоким ценам невозможна.
В секторе III обратная картина: в столь низких ценах на данные количества товара заинтересован лишь покупатель. Это зона возможных покупок, но продажи на таких условиях невозможны. Таким образом, все эти три зоны характеризуют условия, при которых сделки на данном рынке совершаться не будут.
И только сектор IV представляет собой зону совпадения интересов как покупателя, так и продавца. Здесь возможны и покупки, и продажи, а значит, и совершение сделок весьма реально. Практически любая точка данного сектора символизирует условия возможной сделки. Например, лежащая на кривой спроса точка А показывает, что на данном рынке возможна купля-продажа количества данного товара QA по цене РА. Аналогично точка Б, расположенная на кривой предложения, означает возможность купли-продажи объема QБ по цене РБ.