Курс экономической теории
Раздел I. МИКРОЭКОНОМИКА
Глава 5. Рыночное равновесие и неравновесие
Модель регулирования рынка при установлении максимальной границы цен
Менее пригодным инструментом государственного влияния на рынок является регулирование цен, поскольку оно затрагивает уже само действие рыночных механизмов, изменяя процесс достижения равновесия. Здесь в распоряжении государства имеются снова два метода: установление верхнего («потолка») и нижнего («пола») пределов цены. Например, введение максимальной верхней границы цены (так называемой «социальной низкой цены» Рк, устанавливаемой, разумеется, ниже цены равновесия Р*) в целях, например, защиты интересов малоимущих слоев населения вызывает возникновение дефицита данного товара из-за превышения при такой цене объемом спроса QD объема предложения QS, но и превращение этого дефицита в хронический, поскольку рыночный механизм преодоления дефицита путем повышения цены недостающего товара и увеличения объема его предложения блокируется, и кривая предложения тем самым искусственно «обрубается» до отрезка S'Er (рис. 5.13).
Покупатели такого «социально регулируемого» товара сталкиваются с необходимостью нормирования его распределения (рационирования) теперь уже неценовыми методами: карточки, очереди, списки, потери времени и нервной энергии не только на стояние в очередях, но и на поиск нужной очереди, причем без гарантии получения желаемого товара. Очевидно, что возникающее в точке Еr «равновесие» не может быть устойчивым. Возможности покупателей заплатить за данное количество товара QS определяются их кривой спроса в целом и максимальной ценой спроса РD в каждом данном конкретном случае. Поэтому в пределах данной цены они будут согласны заплатить дополнительную сумму за возможность приобрести дефицитный товар и избавиться от потерь времени, возможных при этом потерь других благ, да и неприятных переживаний. Размер этой дополнительной платы будет определяться на основе принципа альтернативных затрат и будет тем выше, чем дороже стоят сэкономленное время и душевное спокойствие каждого конкретного покупателя.