Курс экономической теории
Раздел I. МИКРОЭКОНОМИКА
Глава 5. Рыночное равновесие и неравновесие
Модель регулирования рынка при установлении минимальной границы цен
Другим вариантом государственного регулирования цен является установление их минимального уровня. Чаще всего это связывается с необходимостью государственной поддержки соответствующих отраслей (например, сельского хозяйства или новых наукоемких отечественных производств) и нередко дополняется ограничениями во внешней торговле. Кривая предложения в этом случае приобретает вид ломаной линии с горизонтальным отрезком на уровне «пола» цены РТ (рис. 5.15).
В этом случае уже объем предложения QS начинает постоянно превышать объем спроса QD, и возникающее при этом в размере ff-QD затоваривание также становится хроническим.
На свободном рынке накопление непокупаемых товаров на складах неизбежно приводит к снижению цен на них и последующим распродажам с увеличивающимися скидками. Если же эта возможность ценового урегулирования возникшей проблемы блокируется административными запретами, объем реально продаваемого на рынке товара остается на низком, ограниченном объемом спроса QD уровне, явно меньшем, чем на нерегулируемом рынке, а цена по-прежнему превышает рыночную. Кроме того, и здесь могут быть случаи противозаконной продажи излишков по цене ниже государственной и даже «теневой» цены равновесия P*, а также начаться поиски обходных путей, прикрывающих такую продажу части накопленных неликвидов по фактически пониженным ценам (например, те же встречные услуги или увязка таких продаж со сделками с дефицитными товарами в один пакет). А это опять-таки будет означать появление дополнительных каналов формирования теневой экономики.
Конечно, государство чаще всего бывает вынуждено, сказав «А», говорить и «Б» и обеспечивать различными способами закупки по подобным завышенным ценам не нашедшей сбыта продукции, а также (возможно, такими средствами, как выплата премий тем производителям, которые согласятся сократить производство) стремиться сократить величину предложения как можно ближе к величине спроса QD.
Но это ведет лишь к перемещению внешних признаков «болезни» в другие области, а фактически загоняет ее внутрь, например, увеличивает нагрузку на государственный бюджет, вынужденный финансировать такие закупки и последующие неизбежные при этом мероприятия.