Курс экономической теории
Раздел I. МИКРОЭКОНОМИКА
Глава 8. Выбор потребителя и функция спроса. Индивидуальный и рыночный спрос
Линия «цена-потребление»
Изменения цены одного из потребляемых благ (например Р1) ведут к поворотам линии бюджетного ограничения вокруг точки ее пересечения с противоположной осью координат, то есть осью координат, на которой откладывается количество блага другого вида, цена которого в данном случае не изменяется. Соотношение цен (наклон линии бюджетного ограничения) Р1/Р2 при этом изменяется (рис. 8.4).
В результате изменений цены устанавливаются новые положения точек равновесия потребителя, изображающих оптимальные наборы. Кривая, связывающая все точки оптимума (равновесия) потребителя, соответствующие разным величинам цены, называется линией «цена-потребление» (рис. 8.5.).
Для различных видов взаимосвязи благ в потреблении данного экономического субъекта линия «цена-потребление» будет иметь различный вид.
Если данные блага являются заменяющими друг друга в потреблении (субститутами), то, например, при росте цены на товар-заменитель Х1 объем потребления другого блага Х2 возрастает. Поэтому линия «цена-потребление» для товаров-субститутов имеет отрицательный наклон (рис. 8.6).
Если данные блага являются дополняющими друг друга в потреблении (комплементарными), то, например, при росте цены на дополняющий товар X1 объем потребления другого комплементарного блага Х2 понижается. Поэтому линия «цена-потребление» для товаров, дополняющих друг друга в потреблении имеет положительный наклон (рис. 8.7).
Если данные блага являются не зависящими друг от друга в потреблении, то при изменении цены на благо Х1 объем потребления другого блага Х2 остается тем же самым. Поэтому линия «цена-потребление» для независимых благ является горизонтальной (рис. 8.8).
Линия «цена-потребление» может быть использована для построения кривой индивидуального спроса даже без знания вида и параметров функции полезности. Кривая индивидуального спроса может быть получена из линии «цена-потребление» путем установления графического соответствия определенных оптимальных количеств данного блага и связанных с этим цен этого же блага (рис. 8.9):
В модели потребительского выбора на индивидуальный спрос потребителя влияют следующие факторы:
• предпочтение потребителя;
• выделенный для данных покупок доход потребителя;
• цена данного блага;
• цены благ, замещающих и дополняющих данное в потреблении.
Изменение каждого из этих факторов приводит к соответствующим изменениям в спросе данного потребителя.