рефераты, курсовые, дипломы на заказ: актуально, качественно, удобно  
Диплом Арт - дипломы, курсовые, рефераты, контрольные работы на заказ Гарантии Прайс-лист Экспресс-заказ Оплата и доставка Контакты
Заказать реферат Заказать курсовую Заказать диплом

Курс экономической теории

Под ред. А.В. Сидоровича

Раздел I. МИКРОЭКОНОМИКА

Глава 8. Выбор потребителя и функция спроса. Индивидуальный и рыночный спрос

Кривая Энгел

Часто функцию спроса рассматривают как его зависимость от одного фактора (цены данного товара, дохода и т.д.), считая остальные переменные фиксированными (правило ceteris paribus). Если, как мы это уже видели, функция спроса рассматривается как зависимость объема покупаемого блага только от его цены, то изменения всех остальных факторов приводят не к передвижению точки равновесия вдоль кривой спроса, а к соответствующим сдвигам самой кривой спроса.

Например, изменения дохода ведут к сдвигам линии бюджетного ограничения параллельно самой себе, поскольку соотношение цен (наклон линии бюджетного ограничения) Р12 при этом не изменяется (рис. 8.10).

Курс экономической теории - изображение 79

В результате изменений дохода устанавливаются новые положения точек оптимума (равновесия) потребителя, изображающих оптимальные наборы. Кривая, проходящая в плоскости (Х1, Х2) через все точки равновесия, соответствующие разным величинам дохода, используемого для приобретения данных благ, называется линией «доход-потребление» (рис. 8.11).

Курс экономической теории - изображение 80

Для различных видов благ (нормальных, неполноценных и нейтральных) линия «доход-потребление» имеет различный наклон. Потребление полноценных (нормальных) благ при увеличении дохода потребителя растет, поэтому линия «доход-потребление» для полноценных (нормальных) благ имеет положительный наклон (рис. 8.12).

Курс экономической теории - изображение 81

Потребление нейтральных благ при изменениях дохода остается на прежнем уровне, поэтому линия «доход-потребление» для нейтральных благ расположена горизонтально (если нейтральным является благо Х2) или вертикально (когда нейтральным является благо Х1) (рис. 8.13).

Курс экономической теории - изображение 82

Потребление неполноценных (худших) благ при увеличении дохода сокращается, поэтому линия «доход-потребление» для неполноценных благ имеет отрицательный наклон (рис. 8.14).

Курс экономической теории - изображение 83

Следует подчеркнуть, что отнесение блага, скажем, к нормальным или неполноценным зависит от конкретных предпочтений конкретных потребителей и при переходе, например, от одних групп потребителей к другим оценка одного и того же товара может измениться даже на противоположную.

Линия «доход-потребление» может быть использована для построения кривой Энгеля, показывающей, каким образом количество покупаемого данным потребителем (или их группой) блага связано с величиной дохода потребителя (рис. 8.15). Она названа так в честь немецкого экономиста и статистика прошлого века Эрнста Энгеля, исследовавшего такие взаимосвязи. Как и в случае с кривой индивидуального спроса, кривая Энгеля получается из линии «доход-потребление» путем установления графического соответствия определенных оптимальных количеств данного блага и связанных с этим величин дохода потребителя.

Курс экономической теории - изображение 84

Наклон кривой Энгеля представляет собой ∆I/∆X, где ∆I - изменение дохода, а ∆Х - изменение объема покупок блага данного вида.

Осенние скидки!

Сделав заказ работы у нас до 30 ноября., Вы получаете скидку 10% на все виды работ!
Новости

29.09.10 16:56
Новая книга по менеджменту

В разделе менеджмент опубликован сборник статей Менеджмент в эпоху глобализации

28.09.10 12:11
Новая книга по финансам

Заказать диплом, курсовую по предмету:

экономика

финансовый анализ
бизнес-планирование
инвестиции
менеджмент
маркетинг
экономическая теория
макроэкономика
микроэкономика
управление персоналом
финансы
денежное обращение и кредит
экономика предприятия

юриспруденция

правоведение
гражданское право
трудовое право
авторское право
финансовое право

гуманитарные науки

социология
политология
психология
педагогика
философия
этика
культурология
история

туризм

сервисная деятельность
экономика в туризме
менеджмент туризма
техника и технология туризма