Курс экономической теории
Раздел I. МИКРОЭКОНОМИКА
Глава 10. Основы теории производства
Взаимосвязь между совокупным, средним и предельным продуктами
Взаимосвязь между совокупным, средним и предельным продуктами выражается в нескольких моментах:
• При увеличении переменного фактора совокупный продукт всегда растет, если значения предельного продукта положительны, и снижается, когда значения предельного продукта отрицательны.
• Следовательно, при росте совокупного продукта значения предельного продукта всегда положительны, а при снижении - отрицательны.
• Совокупный продукт достигает своего максимума, когда предельный продукт равен нулю.
• Средний продукт от переменного фактора растет до тех пор, пока его значения ниже значений предельного продукта, и снижается, если они выше значений предельного продукта.
• В случае равенства значений среднего и предельного продуктов средний продукт достигает своего максимума.
Характер изменений в значениях продукта в связи с увеличением количества переменного фактора является результатом взаимодействия всех факторов производства. Первая стадия является неэффективной из-за дисбаланса между постоянным и переменным ресурсами при недоиспользовании первого. В целях повышения общей эффективности фирме следует наращивать применение переменного ресурса, по крайней мере, до стадии II. Несмотря на то, что на второй стадии эффективность переменного фактора снижается, увеличение его применения способствует росту отдачи от постоянного фактора и ведет к росту общей эффективности. Третья стадия характеризуется исчерпанием эффективности постоянного ресурса, и общая эффективность начинает снижаться, что означает абсолютную нерациональность осуществления производства с таким количеством переменного фактора. Оптимальной с точки зрения общей эффективности производства является стадия II, и фирма должна использовать такое количество переменных ресурсов, которое обеспечивает ей нахождение в рамках этой стадии. Если спрос на продукцию фирмы не позволяет ей выйти на стадию II, то она должна стимулировать спрос на свою продукцию или использовать излишние производственные мощности для производства другой продукции.