Курс экономической теории
Раздел I. МИКРОЭКОНОМИКА
Глава 10. Основы теории производства
Действие эффекта масштаба. Факторы, способствующие росту отдачи от масштаба
Говоря о действии эффекта масштаба, следует учитывать, что характер его обусловлен: а) не действием закона убывающей отдачи (все факторы являются переменными) и б) не интенсивностью использования какого-то фактора (предполагает неизменность соотношения факторов). Сохранение неизменным соотношения факторов производства для любого уровня выпуска позволяет проследить проявление эффекта масштаба, анализируя карту изоквант. Если при одной и той же пропорции увеличения объема факторов изокванты сближаются, это свидетельствует о положительном эффекте масштаба; если они расходятся, то имеет место отрицательный эффект масштаба; если сохраняют шаг - постоянный.
Законов, регулирующих направленность действия эффекта масштаба, не существует, и определение характера эффекта масштаба возможно только путем эмпирических наблюдений. В этой связи в качестве факторов, способствующих росту отдачи от масштаба, можно выделить такие, как:
а) действие размерного фактора (производство лампочки в 100 Ватт не требует в 2,5 раза больших расходов, чем лампочки в 40 Ватт);
б) рост производительности из-за более глубокого разделения труда;
в) большие возможности применения новых технологий и техники;
г) более полная загрузка мощностей;
д) использование высококвалифицированной рабочей силы и специализация в управлении.
В качестве противодействующих росту эффекта от масштаба следует выделить такие факторы, как:
а) рост вероятности возникновения узких мест и аварийности;
б) нарастание трудностей управления и координации;
в) рост транспортных расходов и затрат по сбыту;
г) рост административных расходов.
Поскольку характер и длительность действия эффекта масштаба обусловлена особенностями технологии, то для каждой отрасли будет характерен свой оптимальный масштаб производства.