Курс экономической теории
Раздел I. МИКРОЭКОНОМИКА
Глава 17. Модель абсолютной монополии
Исключительные права, предоставляемые производителю
В качестве источника монопольной власти могут выступать исключительные права, предоставляемые производителю на ведение определенного рода деятельности. Такие права могут предоставляться органами государственной власти - например, в отношении предоставления услуг почтовой связи или коммунального хозяйства. Субъектом установления исключительных прав может быть и фирма, как в случае с франшизой, когда она предоставляет другой фирме монопольные права на осуществление определенной деятельности в рамках установленной территории.
Часто источником монопольной власти, хотя и ограниченной во времени, являются авторские права. Реализуясь через патенты и лицензии, они позволяют их владельцу занимать монопольное положение на рынке какого-либо товара (услуги) или в применении в производстве некоей технологии. Источником монопольной власти может служить собственность на производственный ресурс. Если фирма обладает собственностью на весь объем предложения ключевого для производства какого-то товара ресурса, то это обеспечит ей и монополию на рынке данного товара. Источником монопольной власти может стать и эффект масштаба, если экономия от масштаба устойчиво растет с расширением производства вплоть до обеспечения всего долгосрочного рыночного спроса. В этом случае сама конкуренция по цене приводит к тому, что в отрасли останется лишь одна фирма, которая обеспечит наиболее низкие долгосрочные средние издержки. Иногда источниками монопольной власти могут выступать предпочтения потребителей, когда существует устойчивая лояльность торговой марке, и нечестная конкуренция, когда монопольное положение на рынке является следствием незаконных действий (подкуп государственных чиновников, картельные соглашения и т.п.).