рефераты, курсовые, дипломы на заказ: актуально, качественно, удобно  
Диплом Арт - дипломы, курсовые, рефераты, контрольные работы на заказ Гарантии Прайс-лист Экспресс-заказ Оплата и доставка Контакты
Заказать реферат Заказать курсовую Заказать диплом
Главная   /   Библиотека   /   Экономика   /   Курс экономической теории   /   Раздел I. МИКРОЭКОНОМИКА   /   Глава 17. Модель абсолютной монополии   /   Предложение монополиста в долгосрочном периоде

Курс экономической теории

Под ред. А.В. Сидоровича

Раздел I. МИКРОЭКОНОМИКА

Глава 17. Модель абсолютной монополии

Предложение монополиста в долгосрочном периоде

Так как в условиях чистой монополии вход в отрасль других фирм блокирован, решение монополиста об изменении масштабов производства зависит только от соотношения кривых рыночного спроса и долгосрочных средних издержек. Причем в отличие от рынков с совершенной конкуренцией, где рыночные силы принуждают фирмы производить с минимальными долгосрочными средними издержками, монополист может выбрать любой объем выпуска (с долгосрочными средними издержками ниже или выше минимальных), позволяющий извлекать максимальную прибыль (рис. 17.2).

Курс экономической теории - изображение 156

Достигая равновесия при MR = LRMC, монополист выберет объем предложения Qm для спроса D и Qm для спроса D2. Поскольку и в том и в другом случае он производит с издержками выше минимальных, то это указывает на неэффективность использования ресурсов: в первом случае – из-за неполного использования имеющегося при данном объеме спроса эффекта масштаба, а во втором - из-за действия отрицательного эффекта масштаба.

Так как равновесное количество обусловлено уровнем спроса, то использование всего эффекта масштаба возможно и при монополии (D1, MR1). Однако причиной этого является не конкуренция, а уровень спроса, при котором МС = MR1. Между тем проблема выбора оптимального, с точки зрения минимизации издержек, масштаба производства стоит и перед монополией, так как при прочих равных условиях позволяет получить большую прибыль. Являясь единственным продавцом в отрасли, монополист может увеличить прибыль путем осуществления производства не на одном заводе, а на нескольких, каждый из которых обеспечивает минимальный уровень издержек. Это возможно в том случае, когда спрос, при котором MR = LRACmin, является кратным выпуску, обеспечивающему минимальные долгосрочные средние издержки (рис. 17.3).

Курс экономической теории - изображение 157

В случае увеличения рыночного спроса монополист может увеличить предложение до объема Q путем расширения производства на одном заводе. В этом случае, осуществляя производство с минимальными краткосрочными средними издержками АС2, он будет иметь долгосрочные средние издержки на уровне LRAC2, которые значительно превышают их минимальные значения для объема выпуска, равного q. Если характер спроса таков, что позволяет оптимизировать предложение на уровне, кратном объему выпуска, дающего минимальные средние издержки, то, построив два завода масштаба q, монополист увеличит суммарное предложение до 2q, что будет означать осуществление предложения при минимальных долгосрочных средних издержках, где MR = LRMC = LRACmin. В результате, несмотря на снижение рыночной цены с уровня PQ до Р , суммарная прибыль монополиста возрастет как за счет снижения средних издержек производства, так и за счет увеличения предложения. При этом, правда, максимизация прибыли будет достигнута лишь при обеспечении равной эффективности использования факторов производства на обоих заводах.

Из всего сказанного следует тот важный вывод, что решение монополиста об объеме предложения зависит не столько от кривых издержек, сколько от характера спроса. При этом существенное значение для принятия им решения имеет не только сдвиг кривой спроса, но и эластичность последнего, влияющая на изменение положения кривой предельной выручки, что для монополиста является решающим. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что какой-то пропорциональной зависимости между ценой и объемом предложения в условиях монополии не существует. В зависимости от характера изменений в спросе при одном объеме предложения могут сформироваться разные цены (рис. 17.4), а одному уровню цены - соответствовать разные объемы предложения (рис. 17.5).

Курс экономической теории - изображение 158

Поэтому для монопольного рынка кривой предложения, отражающей зависимость между рыночной ценой и объемом предложения, не существует.

Осенние скидки!

Сделав заказ работы у нас до 30 ноября., Вы получаете скидку 10% на все виды работ!
Новости

29.09.10 16:56
Новая книга по менеджменту

В разделе менеджмент опубликован сборник статей Менеджмент в эпоху глобализации

28.09.10 12:11
Новая книга по финансам

Заказать диплом, курсовую по предмету:

экономика

финансовый анализ
бизнес-планирование
инвестиции
менеджмент
маркетинг
экономическая теория
макроэкономика
микроэкономика
управление персоналом
финансы
денежное обращение и кредит
экономика предприятия

юриспруденция

правоведение
гражданское право
трудовое право
авторское право
финансовое право

гуманитарные науки

социология
политология
психология
педагогика
философия
этика
культурология
история

туризм

сервисная деятельность
экономика в туризме
менеджмент туризма
техника и технология туризма