Курс экономической теории
Раздел I. МИКРОЭКОНОМИКА
Глава 18. Модели несовершенной конкуренции
Долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции
Если в краткосрочном периоде фирмы отрасли будут получать экономическую прибыль, то в долгосрочном периоде это приведет к увеличению отраслевого предложения. Во-первых, действующие в отрасли фирмы будут наращивать производство, стремиться увеличить прибыль за счет использования имеющейся экономии от масштаба (при неизменности цен на ресурсы). Во-вторых, а в данном случае это главное, увеличение отраслевого предложения произойдет за счет проникновения в отрасль (низкие барьеры входа) новых фирм, привлеченных возможностью получения экономической прибыли.
При сохранении рыночного спроса на продукцию отрасли на прежнем уровне вход в отрасль новых конкурентов приведет как к сокращению рыночной доли отдельной фирмы QfLR, так и к повышению эластичности спроса на ее продукцию из-за увеличившегося количества заменителей. Это означает, что при прочих равных условиях кривые спроса на продукцию фирм отрасли в долгосрочном периоде будут смещаться влево к началу координат DfLR. Такое смещение будет происходить до тех пор, пока экономическая прибыль фирм отрасли не станет равной нулю. Вход в отрасль новых фирм прекратится, и она окажется в положении долгосрочного равновесия (рис. 18.2). Поскольку кривые спроса на продукцию фирм - касательные к их долгосрочным средним издержкам, это означает, что в условиях долгосрочного равновесия монополистически конкурирующие фирмы а) осуществляют предложение по ценам, равным средним долгосрочным издержкам: PLR = LRAC и б) не получают экономической прибыли, так как в точке равновесия LRAC =АС.
Глава 18. Модели несовершенной конкуренции 199
На практике силы установления рыночного равновесия в условиях монополистической конкуренции не так сильны, как при совершенной конкуренции и движение к установлению равновесия при нулевой прибыли следует рассматривать лишь как тенденцию. Во-первых, монополистическая конкуренция предполагает сегментированный спрос, отдельные фирмы могут получать устойчивую экономическую прибыль за счет вывода на рынок уникального товара, более благоприятного географического положения, применения передовой технологии. Во-вторых, установлению рыночного равновесия при нулевой экономической прибыли препятствуют факторы, обусловленные самой дифференциацией продукции, - значительные инвестиции по разработке, высокие маркетинговые издержки, которые выступают в качестве своеобразных барьеров проникновения в отрасль. В-третьих, обладая рыночной властью, действующие в отрасли фирмы могут устанавливать такие цены на продукцию, которые, обеспечивая им получение небольшой экономической прибыли в долгосрочном периоде, одновременно выполняют роль барьера для проникновения в отрасль новых фирм. Наконец, возникающие при прекращении производства большие безвозвратные издержки всегда выступают фактором, сдерживающим уход фирм из отрасли даже в случае убыточности производства.