Курс экономической теории
Раздел I. МИКРОЭКОНОМИКА
Глава 18. Модели несовершенной конкуренции
Модель ценового лидерства
Так как обычной практикой является правовое преследование картельных соглашений, фирмы могут согласовывать свои действия в неявной форме. Такой тип поведения называется сознательным параллелизмом, при котором ценовая координация достигается через ценовое лидерство. Когда в отрасли имеется доминирующая фирма, обеспечивающая значительную долю отраслевого предложения, другие фирмы отрасли в своей ценовой политике предпочитают следовать за лидером. Устойчивость модели ценового лидерства обеспечивается не только при помощи возможных санкций со стороны лидера, но и заинтересованностью других участников рынка в наличии лидера, взваливающего на себя бремя исследования рынка и выработки оптимальной цены. Суть взаимодействия фирм в данной модели состоит в том, что максимизирующая прибыль ценового лидера цена является фактором, задающим условия производства остальным фирмам отраслевого рынка (рис. 18.6).
Имея кривую рыночного спроса D и кривую предложения (сумма кривых предельных издержек) остальных фирм отрасли Sn, ценовой лидер определяет кривую спроса на свою продукцию DL как разность между отраслевым спросом и предложением конкурентов. Поскольку при цене Р1 весь отраслевой спрос будет покрываться конкурентами, а при цене Р2 конкуренты не смогут осуществлять предложение и весь отраслевой спрос будет удовлетворяться ценовым лидером, то кривая спроса на продукцию лидера DL сформируется в виде ломаной кривой PlP2DL. Имея кривую предельных издержек MCL, ценовой лидер установит цену PL, обеспечивающую ему максимизацию прибыли (MCL= MRL). Если все фирмы отраслевого рынка принимают цену лидера в качестве равновесной рыночной цены, то предложение ценового лидера составит QL, а остальных фирм отрасли – Qn (PL = Sn), что в сумме даст совокупный объем отраслевого предложения QD= QL+ Qn. При этом предложение каждой отдельной фирмы будет формироваться в соответствии с ее предельными издержками.
Конкурентная стратегия ценового лидера заключается в том, что он должен ориентироваться на получение долгосрочной прибыли, агрессивно реагируя на вызовы конкурентов как в отношении цены, так и доли рынка. Напротив, конкурентная стратегия фирм, занимающих подчиненное положение, состоит в том, чтобы, избегая прямого противостояния лидеру, использовать меры (чаще всего инновационного характера), на которые лидер отреагировать не сможет. Часто доминирующая фирма не располагает возможностями, чтобы навязать свою цену конкурентам. Но и в этом случае она остается для фирм отрасли своеобразным проводником ценовой политики (объявляет новые цены), и тогда говорят о барометрическом ценовом лидерстве.