Курс экономической теории
Раздел II. МАКРОЭКОНОМИКА
Глава 25. Бюджетно-налоговая политика
Мультипликатор сбалансированного бюджета
С учетом функциональной зависимости налоговых отчислений T от дохода Y функция потребления принимает вид:
C = a + b [Y - (Ta + tY)].
В этом случае модель равновесного объема производства в открытой экономике имеет вид:
где - мультипликатор налогов в открытой экономике.
При этом суммарное изменение дохода AYB результате одновременного изменения величин госрасходов и автономных налогов определяется как:
Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.
Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства ∆T = ∆G, где под символом ∆Т обобщенно обозначаются все изменения доходов бюджета, а под символом ∆G - все изменения расходов бюджета.
Если, например, государственные расходы возросли на ∆G, то равновесный объем производства возрастет на величину:
Если правительство одновременно повысит автономные налоги на ∆Та = ∆G, то равновесный объем выпуска снизится на величину:
Суммарное изменение равновесного объема выпуска составит:
то есть ∆T < ∆G = ∆Ta.
Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).
Если фискальная политика нацелена на ограничение государственного сектора, то в фазе циклического спада снижаются налоги (что дает относительно небольшой стимулирующий эффект), а в фазе циклического подъема снижаются госрасходы, что позволяет относительно быстро снизить уровень инфляции.