Раздел I. ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ / Глава 42. Экономическая роль государства / Меры прямого и косвенного воздействия на экономику в области политики стимулирования совокупного предложения
Курс экономической теории
Часть III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Раздел I. ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ
Глава 42. Экономическая роль государства
Меры прямого и косвенного воздействия на экономику в области политики стимулирования совокупного предложения
В области политики стимулирования совокупного предложения также можно выделить меры прямого и косвенного воздействия на экономику. Прямое воздействие связано прежде всего с целевыми государственными программами, предполагающими адресное расходование средств на поддержку или создание отдельных предприятий, отраслей, на фундаментальные научные исследования, подготовку кадров для отдельных секторов экономики и т. д. Косвенное воздействие может быть обеспечено, например, налоговой реформой, рассчитанной на то, что снижение налогов в долгосрочном периоде будет стимулировать инвестиции, предложение труда, а значит, увеличивать объем производства, расширяя тем самым и налоговую базу.
Стимулирование роста объема производства в рыночной экономике затрагивает более широкую проблему - реформирование институциональной среды развития бизнеса. Поэтому структурная политика государства в ее широком понимании включает не только непосредственное воздействие государства на совокупное предложение через налоги, субсидии, льготы, процентные ставки и т. д., т.е. через известные инструменты фискальной и денежной политики, но и создание институциональных условий, благоприятных для эффективного функционирования бизнеса и стимулирующих экономический рост. Институциональные изменения включают в себя реформу отношений собственности, налоговой системы, развитие финансовых институтов, служб занятости и т. д. Кроме того, государство в современных условиях курирует и те отрасли, которые влияют на качество факторов производства, а значит на возможности долгосрочного устойчивого развития экономики: фундаментальную науку и прикладные исследования, сферу образования, здравоохранение, защиту окружающей среды и т.д.
В целом выделение двух типов экономической политики - стабилизационной и структурной - в значительной мере условно, поскольку они тесно связаны между собой и пересекаются по многим направлениям. Без макроэкономической стабильности невозможен долгосрочный устойчивый экономический рост. А без надежной системы рыночных институтов, включая определенный тип поведения и реакции экономических агентов, невозможно успешное использование инструментов стабилизационной политики. Например, снижение процентных ставок в результате политики Центрального банка может, способствовать росту производства, если экономические агенты реагируют на это снижение увеличением инвестиций. Но такая реакция предполагает развитую банковскую систему и отлаженный механизм связи между ней и реальным сектором экономики. Если же такой связи нет, а объем инвестиций реагирует не столько на динамику ставки процента, сколько на общий спад в экономике, то стабилизирующего эффекта с помощью данного инструмента денежной политики добиться невозможно.