Раздел I. ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ / Глава 42. Экономическая роль государства / Особенности структурной политики
Курс экономической теории
Часть III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Раздел I. ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ
Глава 42. Экономическая роль государства
Особенности структурной политики
В странах со сложившейся рыночной структурой в послевоенные десятилетия господствовало стабилизационное направление экономической политики, связанное с регулированием совокупного спроса и нацеленное на сглаживание колебаний экономической активности, ликвидацию неполной занятости и выход на близкий к потенциальному объем производства.
Структурная политика, или политика стимулирования совокупного предложения, привлекла внимание ученых и практиков в конце 70-х - начале 80-х годов. Это было вызвано стремлением переломить тенденцию замедления темпов экономического роста, преодолеть возрастающую безработицу, высокую инфляцию, большие бюджетные дефициты. Стало очевидным, что краткосрочные стабилизационные меры воздействия на совокупный спрос бессильны в борьбе со стагфляцией (дилемма «безработица/инфляция» в рамках традиционной кривой Филлипса - увеличение государственных расходов => снижение безработицы => рост инфляции, и наоборот - уже не срабатывала), а тем более в обеспечении условий долгосрочного безынфляционного роста.
Конкретные меры структурной политики в промышленно развитых странах касались реформы финансовых рынков; сокращения государственного регулирования внутренних товарных рынков и стимулирования конкуренции, в том числе путем осуществления приватизации; серьезных налоговых реформ; мер, направленных на совершенствование рынков труда, увеличение их гибкости.
Стимулирование совокупного предложения предполагало использование главным образом косвенных методов воздействия. Так, снижение налоговых ставок должно было в долгосрочном периоде стимулировать предложение труда, рост инвестиций и сбережений, а уменьшение «налогового клина» в цене - снижать уровень инфляции. Развитие систем подготовки и переподготовки кадров, совершенствование информационного обеспечения рынков труда и другие меры призваны были снизить уровень не только циклической, но и структурной, фрикционной (т.е. естественной) безработицы. В ряде случаев регулирование совокупного предложения допускало возможность прямого субсидирования отдельных отраслей и предприятий, финансирование конкретных проектов, научных исследований, если это было связано с поддержанием конкурентоспособности отечественного производства на мировом рынке, обеспечением социальной устойчивости общества и т.д.
Фактически речь шла о корректировке структуры отдельных рынков и институтов, которая позволила бы повысить качество работы рыночного механизма
и обеспечить наиболее эффективное распределение ресурсов в экономике. Государство превращалось, по сути дела, в ту «невидимую руку», которая по ходу действия убирала бы препятствия на пути прохождения рыночных стимулов и дополняла бы рыночный механизм искусственно встроенными фискальными и денежными инструментами (налоги, процентные ставки, в отдельных случаях льготы и субсидии и т. д.) Все это должно было создать условия для устойчивого роста потенциала экономики.
В переходных экономиках структурная политика государства решает гораздо более широкий круг проблем. Речь идет о стимулировании роста совокупного приложения на качественно иной основе. Структурная политика включает в себя как формирование институциональных основ деятельности экономических агента, создание условий для долгосрочного экономического роста, так и меры, направленные на увеличение текущего объема производства через повышение эффективности использования факторов производства и эффективного их распределения между конкурирующими областями применения.