Курс экономической теории
Раздел II. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО
Глава 45. Индивидуальное воспроизводство в переходной экономике
Тенденции изменения размеров предприятия
Каждая национальная экономика имеет свою структуру типов предприятий. Однако существуют экономические процессы, которые не зависят от национальной специфики. Связаны они с изменением размеров предприятия. Здесь отмечаются две тенденции.
Одна связана с ростом концентрации производства и проявляется в увеличении размеров предприятий. Дело в том, что сами размеры предприятия выступают источником экономических преимуществ для него. Во-первых, крупные предприятия, используя самые передовые технику и способы производства, обладают превосходством в организации. Во-вторых, большие объемы производства оборачиваются экономией на масштабах, что обеспечивает меньшие издержки. В-третьих, закупая крупные партии сырья и материалов, крупные предприятия имеют возможность приобретать их по более низким ценам, а путем предоставления лучших социальных условий труда - привлекать наиболее квалифицированную рабочую силу, что также создает преимущества. В-четвертых, они более устойчивы на товарных рынках, так как изучение спроса и обширная рекламная деятельность позволяют им проводить более гибкую ценовую политику. Наконец, крупные предприятия всегда могут рассчитывать на поддержку со стороны государства в силу того влияния, которое они способны оказать в экономической и социальной сферах.
Другая тенденция противодействует первой. Падение общей эффективности в результате роста издержек управления, бюрократизации и снижения результативности предпринимательской функции ставят барьер на пути расширения производства. Существенной проблемой для крупного предприятия является утрата необходимой в рыночных условиях гибкости. В известной степени эта проблема может быть преодолена путем расширения хозяйственной самостоятельности структурных подразделений, демократизации управления в форме делегирования части полномочий нижестоящим подразделениям, поддержания высоких стимулов через «участие в прибылях». Тем не менее она остается важнейшим фактором противодействия росту размеров предприятий, поэтому главной задачей предпринимателя является поддержание оптимальных размеров предприятия, обеспечивающих его эффективное функционирование. Критерием такой оптимальности является рентабельность.