рефераты, курсовые, дипломы на заказ: актуально, качественно, удобно  
Диплом Арт - дипломы, курсовые, рефераты, контрольные работы на заказ Гарантии Прайс-лист Экспресс-заказ Оплата и доставка Контакты
Заказать реферат Заказать курсовую Заказать диплом

Курс экономической теории

Под ред. А.В. Сидоровича

Раздел II. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО

Глава 45. Индивидуальное воспроизводство в переходной экономике

Признаки деятельности российских предприятий на товарном рынке

Падение производства наблюдалось на всем протяжении трансформационных преобразований в России, но при этом на разных их этапах преобладающую роль играли разные факторы. По оценкам, в период 1990-1992 гг. 70-80% падения производства было обусловлено нарастанием суверенизации предприятий и утратой управляемости экономикой. Со второго квартала 1992 года по третий квартал 1993 года 45-60% падения производства было вызвано либерализацией цен. Начиная с четвертого квартала 1993 года доминирующим фактором стало разгосударствление, влияние которого оценивается в 40%.

Сокращение совокупного спроса в результате снижения денежных доходов населения само по себе предопределяло падение производства. Кроме того, в силу технологической отсталости производственного аппарата и недостатка оборотных средств предприятия были не способны адекватно реагировать на происшедшие изменения в спросе (изменение его структуры и перемены в потребительских предпочтениях), что также способствовало сокращению выпуска продукции. Другим фактором, лимитирующим деятельность национальных предприятий, стала иностранная конкуренция.

Функционирование на уровне самоокупаемости - следующий, но не менее характерный признак деятельности российских предприятий. Во-первых, сокращение производства привело к росту издержек и, следовательно, падению рентабельности. Во-вторых, в условиях резкого падения спроса и неравноправной конкуренции сами предприятия вынуждены были поддерживать приемлемый уровень цен на свою продукцию за счет снижения рентабельности с целью сохранения рынка. Та же практика использовалась ими и в случае вывода на рынок новых товаров.

Поиск экономической ренты стал закономерной реакцией на ухудшение хозяйственных условий для предприятий, обладающих рыночной властью. Одни используют для этого собственность на ресурсы (нефть и газ), другие - особые права (естественные монополии), третьи - монопольное положение (производители промежуточных продуктов).

Поиск низкоконкурентных ниш стал уделом предприятий, не располагавших рыночной властью и потому вынужденных приспосабливаться к складывающимся условиям. В переходной экономике характерной особенностью большинства рынков является то, что их конкурентонапряженность обусловлена проникновением на внутренний рынок иностранных фирм. Слабые в конкурентном отношении российские предприятия им противостоять не могут. Поэтому уход от конкурентного соперничества становится для отечественных предприятий фактором выживания, а единственно приемлемой стратегией поведения - поиск низкоконкурентных рыночных ниш. Проблема в том, что в качестве таких ниш обычно выступают сегменты рынка, представленные несложной продукцией с низким качеством и низкой доходностью.

Стремление к реализации кооперативных стратегий становится довольно распространенным фактором защиты от конкуренции. Сохранившиеся в переходной экономике тесные личностные связи директоров предприятий, высокая степень концентрации производства, однотипность производимой продукции и слабость антимонопольного законодательства создают самые благоприятные условия для согласованных действий предприятий посредством организации картелей или сознательного параллелизма. Позволяя поддерживать цены на необходимом уровне, такое взаимодействие является для российских предприятий фактором их выживания.

Осенние скидки!

Сделав заказ работы у нас до 30 ноября., Вы получаете скидку 10% на все виды работ!
Новости

29.09.10 16:56
Новая книга по менеджменту

В разделе менеджмент опубликован сборник статей Менеджмент в эпоху глобализации

28.09.10 12:11
Новая книга по финансам

Заказать диплом, курсовую по предмету:

экономика

финансовый анализ
бизнес-планирование
инвестиции
менеджмент
маркетинг
экономическая теория
макроэкономика
микроэкономика
управление персоналом
финансы
денежное обращение и кредит
экономика предприятия

юриспруденция

правоведение
гражданское право
трудовое право
авторское право
финансовое право

гуманитарные науки

социология
политология
психология
педагогика
философия
этика
культурология
история

туризм

сервисная деятельность
экономика в туризме
менеджмент туризма
техника и технология туризма