Курс экономической теории
Раздел III. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Глава 46. Формирование рынка труда
Функционирование рынка труда
Для продавца труда, поскольку он осуществляет трудовой процесс, важна не только цена на его труд, но и условия и организация труда, опасности получения производственных травм, степень социальной комфортности во взаимоотношения участников совместного трудового процесса, характер его взаимоотношений с руководителями и т.п. У носителя труда как товара – свои представления о «справедливости» в трудовых отношениях. К тому же он способен образовывать собственные организации (в частности, профсоюзы) и нерыночными методами (вплоть до забастовочной борьбы) отстаивать свои представления об оплате труда и о других вопросах.
Различия в тяжести, условиях труда, степени его привлекательности и общественной престижности могут быть столь существенны, что приводят сами по себе к огромным различиям в заработной плате независимо от рыночных факторов. Эти компенсационные различия в цене товара - труда вытекают также из ситуации на рынке труда.
Таким образом, именно в силу того, что труд как товар неотделим от его собственника - человека, при найме нерыночные факторы различного рода изначально играют гораздо более важную роль по сравнению с иными рынками.
Любое пространственное перемещение товара-труда предполагает и перемещение работника. А это зачастую сопряжено с рядом дополнительных проблем согласие семьи, возможность обучения детей на новом месте проживания, доступность жилья и т. п. Возможны и административно-правовые ограничения (режим прописки, дискриминация по национальному, религиозному или половому признаку и т. п.). Чем меньше таких ограничений и чем они слабее, тем больше может быть развит рынок труда. Но в полной мере они непреодолимы, поэтому рынки труда имеют явно выраженный сегментарный характер. Соответственно, принято различать национальный и региональный (местный), отраслевой и профессиональный рынки труда, рынки труда по формам собственности, социально-демографическим группам и т.д.