Курс экономической теории
Раздел III. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Глава 46. Формирование рынка труда
Социальное партнерство
Теория и практика социального партнерства сложилась в послевоенное время на Западе (речь прежде всего идет о западноевропейских и скандинавских странах). В последние годы освоение практики партнерства происходит и в России.
Сделки на рынке труда (как и на любом другом рынке) оформляются в виде договора, соглашения, контракта (все эти термины в основе своей - синонимы).
Договор может быть и устным, и письменным, более или менее детализированным, однако именно договорная форма является естественной для рыночных отношений. Она указывает на добровольность сделки, на поиск компромисса и увязку противоположных интересов покупателя и продавца (на рынке труда - работодателя и наемного работника).
Социальное партнерство сохраняет и развивает договорный характер отношений на рынке труда, но при этом качественно отличается от тех договорных отношений, которые складывались на этом рынке на протяжении всей истории. Речь теперь идет не просто о возможности нахождения компромисса интересов работодателя и наемного работника, а о наличии общности этих интересов. Объективная основа такой общности - экономический рост и распределение его результатов между работодателем и работником. Благодаря партнерству меняется характер отношений на рынке труда. Социальное партнерство, фиксируя общность интересов, тем самым означает, что в развитии производства заинтересован не только работодатель, но и работник и, следовательно, они должны сообща искать пути такого развития, сотрудничать в их реализации и на этой основе полнее претворять в жизнь свои интересы.
Теория и практика социального партнерства противостоят идеологии и практике классовой борьбы. Они предполагают новый образ мышления, который формируется в ходе длительной истории, когда обнаруживаются масштабность потерь, сопутствующих классовой борьбе (особенно если она принимает ожесточенные формы), а также ограниченность конфронтационной идеологии. Вместе с тем ясно, что для реального достижения социального партнерства необходим высокий уровень развития производства. Социальное партнерство - важная составляющая социальной ориентации смешанной экономики.