рефераты, курсовые, дипломы на заказ: актуально, качественно, удобно  
Диплом Арт - дипломы, курсовые, рефераты, контрольные работы на заказ Гарантии Прайс-лист Экспресс-заказ Оплата и доставка Контакты
Заказать реферат Заказать курсовую Заказать диплом
Главная   /   Библиотека   /   Менеджмент   /   Мотивация в управлении: Курс лекций   /   Классификация действующих систем и моделей мотивации   /   3.1. Мотивационные модели зарубежных стран, их сущность и содержание

Мотивация в управлении: Курс лекций

Кокорев В.П.

Классификация действующих систем и моделей мотивации

3.1. Мотивационные модели зарубежных стран, их сущность и содержание

В системах управления, которые функционируют на предприятиях или проходят апробацию, обязательным компонентам предшествует соответствующая этой системе модель мотивации, которая призвана обеспечить эффективность функционирования этой системы в целом.

Модель мотивации представляет собой в целостном виде набор принципов и факторов, тесно взаимосвязанных между собой, создающих предпосылки для побуждения работников предприятия (фирмы) к высокопроизводительной трудовой деятельности отдельного работника и предприятия в целом. В процессе эффективной трудовой деятельности, при правильно разработанной мотивационной модели, работник не только самореализует свои внутренние побуждения, но и удовлетворяет полностью или частично свои потребности (первичные, вторичные, ближней, дальней мотивации).

Изучение моделей мотивации не позволяет с психологической точки зрения четко определить, что же побуждает человека к труду. Результаты изучения человека и его поведения в процессе труда дают некоторые общие объяснения мотивации, но даже они позволяют разрабатывать прагматические модели мотивациии работника на конкретном рабочем месте.

Из всей гаммы разработанных учеными - управленцами мотивационных моделей можно выделить, с нашей точки зрения, наиболее жизненные и оправдавшие себя на практике. Эволюция их зарождения и функционирования весьма и весьма многообразна.

Ниже приводится классификация, моделей мотивации широко используемая фирмами ряда стран. Это такие модели, как:

  • кнута и пряника;

  • первичной и вторичной потребности;

  • внутреннего и внешнего вознаграждения;

  • факторная модель стимулирования;

  • справедливости;

  • ожидания;

  • социальной справедливости и др.

Ниже приведены мотивационные модели управления, разработанные учеными зарубежных стран (А. Маслоу, Блейка-Моутона, Портера-Лоулера, Ф. Герцберга, В. Врума).

В мировой практике хорошо известна мотивационная модель иерархии потребностей Маслоу, содержание которой приводится ниже (рис. 3.1.).

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
Стремление к самоосуществлению
в своей профессии; открытие и
исследование своих собственных
возможностей и т.д.

|

САМОУВАЖЕНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ,
ПРИЗНАНИЕ

Самоуважение, доверие к себе,
авторитет у коллег и начальников,
признание личных заслуг и т.д.

|

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТАКТ
Любовь, дружба, групповая
принадлежность, удовлетвори-
тельная атмосфера труда и т.д.

|

БЕЗОПАСНОСТЬ
Занятость, доход, обеспечение
при болезни и старости и т.д.

|

ОСНОВНЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
ПОТРЕБНОСТИ

Питание, одежда, жилье, сон,
движение, продолжение рода и т.д.

Рис. 3.1. Иерархия потребностей (модель Маслоу)

Не претендуя на полноту освещения всех методов иерархии потребностей, попытаемся объединить потребности в три группы:

  • социальные;

  • потребности в уважении личности;

  • потребности в самоуважении.

Социальные потребности можно разделить на несколько составляющих:

  1. Предоставление работы, которая способствовала бы общению с другими работниками.

  2. Создание климата коллективизма в достижении поставленной цели.

  3. Регулярное участие в принятии решений.

  4. Спокойное восприятие наличия неформальных групп, если их деятельность не направлена на разрушение формальной организации.

  5. Создание условий для повышения социально-экономической и творческой активности.

Потребности в уважении личности:

  1. Создание условий работнику для регулярного и системного повышения квалификации.

  2. Привлечение работников к разработке целей развития предприятий и выработке решений.

  3. Делегирование подчиненным дополнительных полномочий.

  4. Обеспечение условий для должностного продвижения по служебной лестнице.

  5. Объективная оценка результатов труда и соответствующее материальное и моральное поощрение.

Потребности в самовыражении:

  1. Создание условий для развития творческого потенциала и его использования.

  2. Формирование видов работ, требующих от работника максимальной отдачи.

Проблемам мотивации отдельных индивидов и групп работников посвящены труды многих ученых-управленцев западных стран и России. Анализ научных источников по данной проблеме наглядно показал, что пальма первенства, по праву принадлежит ученым западных стран (В. Зигерт, Могия Ланг, Дж. Шоннеси, С. Керролл, Генри Тоси, А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макклеланд, В. Врум, К. Левин, Д. Макгрегор и многие другие).

Каждая из перечисленных работ указанных авторов и предложенных ими моделей мотивации имеет полное право для детального изучения и использования на практике. Главная задача в данном случае состоит в том, чтобы при правильной организации управления найти согласие интересов.

Наличие большого количества мотивационных моделей приводит к необходимости рассмотрения лишь некоторых из них. В частности, в практике используется мотивационная модель с ориентацией на результаты, так называемая Управленческая решетка Блейка-Моутона. Анализ содержательной части этой модели показал, что:

  1. Удовлетворительная результативность труда поддерживается путем постоянных компромиссов между требованиями производства и индивидуальными потребностями сотрудников.

  2. Удовлетворительная результативность труда не достижима, так как, с одной стороны, сотрудники ленивы, равнодушны и не заинтересованы, а с другой стороны, невозможно установить удовлетворительные социальные отношения ними.

  3. С людьми обращаются так же, как и с машинами. Продуктивность достигается путем создания таких условий труда, при которых минимизируются «помехи», обусловленные индивидуальными и социальными потребностями сотрудников.

  4. Высокая результативность труда является результатом оптимального соотношения требования производства и потребностей отдельных сотрудников. При достижении целей организации как тем, так и другим придается одинаково важное значение.

  5. Далеко идущее удовлетворение социальных потребностей сотрудников приводит к непринужденной дружеской атмосфере труда и соответственно, непринужденному темпу работы.

В настоящее время вызывает повышенный интерес у ученых и практиков модель мотивации В. Врума, которую, по праву можно отнести к модели ожидания. В 50-х гг. нашего столетия была опробирована на практике мотивационная модель Ф. Герцберга, которая включила в себя две группы факторов («гигиенические факторы» и «мотивационные факторы»), которые, по его мнению, достаточно эффективно воздействуют на результаты труда работников фирм (рис. 3.2.).

Гигиенические факторы

Мотивирующие факторы

Заработная плата

интересная работа
увлекательная постановка вопросов

Социальные блага

многосторонность,
возможность повышения звания

Условия работы: физические, внешние

самостоятельность и полномочия

Статус

свой участок работы

Климат на предприятии,
рабочая атмосфера, обстановка

возможность добиться ощутимых результатов

Отношение к начальству и коллегам

признание достижений выражается в увеличении:

  • дохода;

  • полномочий;

  • степени трудности поставленных задач;

  • профессионального обучения и повышения квалификации.

Рис. 3.2. Мотивационная модель Ф. Герцберга

Осенние скидки!

Сделав заказ работы у нас до 30 ноября., Вы получаете скидку 10% на все виды работ!
Новости

29.09.10 16:56
Новая книга по менеджменту

В разделе менеджмент опубликован сборник статей Менеджмент в эпоху глобализации

28.09.10 12:11
Новая книга по финансам

Заказать диплом, курсовую по предмету:

экономика

финансовый анализ
бизнес-планирование
инвестиции
менеджмент
маркетинг
экономическая теория
макроэкономика
микроэкономика
управление персоналом
финансы
денежное обращение и кредит
экономика предприятия

юриспруденция

правоведение
гражданское право
трудовое право
авторское право
финансовое право

гуманитарные науки

социология
политология
психология
педагогика
философия
этика
культурология
история

туризм

сервисная деятельность
экономика в туризме
менеджмент туризма
техника и технология туризма