Мотивация в управлении: Курс лекций
Организация премирования инженерно-управленческих работников предприятий
5.3. Премирование и показатели премирования инженерно-технических работников основных и вспомогательных цехов
Конкретные показатели премирования для ИТР основных производственных цехов, участков, служб устанавливались руководителем предприятия.
Инженерно-технические работники и служащие вспомогательных цехов и участков премировались по показателям, установленным для работников аппарата управления производственного объединения (комбината) и предприятия, или по показателям, установленным для обслуживаемых ими производственных единиц, производств, служб, участков (при условии выполнения своих плановых показателей).
Руководитель производственного объединения (комбината) и предприятия при необходимости мог устанавливать по согласованию с комитетом профсоюза порядок премирования работников вспомогательных участков и цехов по показателям их работы.
Размеры премий мастеров, старших мастеров, начальников участков, смен, инженерно-технических работников производств и цехов были поставлены в зависимость от уровня нормирования труда. В тех случаях, когда на участках, в сменах, производствах и цехах установленые нормы выработки (времени, обслуживания), а также нормированные и плановые задания, преобладающая часть которых рассчитана на основе межотраслевых и других более прогрессивных нормативов по труду, размеры премий за выполнение установленных показателей премирования повышались до 25%.
Среди количественных показателей вводился коэффициент качества труда и продукции, который рассчитывался по итогам работы за месяц (квартал) по следующим показателям:
уровень сдачи продукции с первого предъявления. Коэффициент качества повышается при условии повышения удельного веса продукции, сдаваемой с первого предъявления, и снижается при снижении уровня сдачи продукции с первого предъявления согласно плановой цифре, планируемой начальником отдела технического контроля на каждый квартал по всем производственным участкам и в целом по цеху. Сведения готовил начальник бюро технического контроля по установленной форме на основании ежедневного учета сдачи продукции ОТК по всем производственным участкам и в целом по цеху;
уровень убытков от брака. Фактические потери от брака по цеху определяются раз в месяц бухгалтерией цеха (завода). Коэффициент качества при условии снижения убытков от брака повышается и снижается при превышении предельно допустимого уровня убытков от брака, планируемого на квартал начальником ОТК и главным технологом по согласованию с начальником цеха по всем производственным участкам в цехе;
предъявление претензии потребителями по качеству продукции, изготовленной на участке (в цехе). Претензия считается обоснованной, если забракованные детали, обнаруженные в цехах и на других предприятиях, признаны заводской комиссией по рассмотрению претензий от потребителя.
Коэффициент качества повышался при сокращении количества поступающих рекламаций по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и снижался при наличии претензий по качеству продукции. Сведения по претензиям готовил начальник ОТК.
своевременное оформление брака и изоляция его в соответствии с требованиями заводской инструкции по учету брака в производстве. Коэффициент качества снижается при несвоевременном оформлении и изоляции брака в цехе и на производственных участках. По производственным участкам сведения готовил начальник БТК, по цеху - начальник ОТК;
изменение процента возврата продукции потребителями берется в сравнениис базисным периодом прошлого года.
Коэффициент качества повышался при сокращении возврата и снижался при увеличении процента возврата продукции к базисному периоду прошлого года. Сведения готовил начальник ОТК завода;
нарушение технологических процессов в течение отчетного месяца. Коэффициент качества снижался при наличии случаев нарушений технологической дисциплины. Сведения готовил главный технолог завода;
выполнение мероприятий по качеству.
Коэффициент качества повышался при достаточном внедрении и снижался при невыполнении мероприятий по качеству, утвержденных приказом директора завода, в установленные сроки.
Сведения готовил главный технолог;
внедрение системы управления качеством продукции (СУКТ). Коэффициент качества снижался за неудовлетворительное внедрение СУКТ
Сведения готовили главный технолог и начальник ОТК;
аттестация продукции. Коэффициент качества снижается за необеспечение аттестации продукции согласно утвержденному цеху плану табл.5.1.);
культура производства. Оценка состояния культуры производства на производственных участках и в цехе определялась заводской комиссией согласно утвержденному предложению.
При коэффициенте качества ниже 0,7 премия не начисляется.
Величина коэффициента качества является исходной базой для определения сумм премии начальникам цехов и их заместителям, начальникам участков, старшим и сменным мастерам, работникам техбюро и БТК цехов (см. табл. 5.2).
Таблица 5.1 Премирование в соответствии с коэффициентом качества труда | ||||
Коэффициент качества | Начальники цехов и их заместители, технологи службы цеха (размер премии в %) | Начальники участков старшие и сменные мастера | Начальники участков, старшие и сменные мастера, занятые в цехах с вредными для здоровья условиями труда | БТК |
свыше 1,0 | 11,0 | 15,0 | 17,0 | 10,0 |
Помимо общей системы организации премирования УР и других категорий работников в стране функционировало более 50 дополнительных систем, но с учетом специфики конкретного предприятия успешно применялись 3-5 таких дополнительных систем, например, за внедрение новой техники, за экономию сырья, материалов, тепло- и электроэнергии, за поставку продукции на экспорт и т.д.
Практика показала, что премиальные системы не всегда использовались в должной мере для повышения эффективности и качества работы. Выплата премий подчас не была связана с реальными результатами работы УР и коллектива. Особенно заметны были уравнительные тенденции в стимулировании работников функциональных отделов и служб предприятий, т.е. тех, кто занимает ключевые позиции в развитии производства. Вот почему на некоторых предприятиях практически все работники отделов, то есть зачастую многие сотни человек, получали премии в одинаковом проценте к должностным окладам. В этом случае ложно понимался принцип коллективной заинтересованности в общезаводских результатах, так как премия обеспечивалась только конечными результатами труда всего коллектива предприятия, объединения, а эффективность личного труда и коллектива подразделения, в который входил работник, на размерах премии в основном не отражалась.
Подобные и другие недостатки в практике премирования недопустимы, особенно сейчас, когда крайне важно услить материальную заинтересованность каждого в повышении эффективности и качестве работы, в достижении лучших конечных результатов производства, поднять ответственность за выполнение планов и заданий. Особое значение приобретает сейчас проблема оценки результатов деятельности как отдельных работников, так и целых подразделений.
Таблица 5.2 Коэффициенты повышения (снижения) качества | ||||||||
Показатели коэффициентов качества | начальники цехов и их заместители | начальники участков ст.мастера и мастера | технология службы цеха | БТК | ||||
Коэффициент повышения КП, снижения - КС | ||||||||
КП | КС | КП | КС | КП | КС | КП | КС | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|