Мотивация в управлении: Курс лекций
Аттестация и мотивация работников управленческого труда
6.4. Модели мотивации по результатам аттестации
Учитывая, что основные направления мотивационной системы были изложены выше, в данном разделе затронуты мотиваторы, касающиеся только аттестации. По нашему мнению, данный мотивационный блок должен включить в себя следующие направления мотивации. (рис.6.1-6.5).
Мотивация по результатам аттестации |
1-я модель |
| |
Материальная мотивация |
| |
Повышение должностного оклада |
| |
Разовые выплаты денежного вознаграждения по полугодиям (дифференцированно) |
| |
Дифференцированные денежные выплаты по итогам года |
| |
Дифференцированное повышение размера премий |
| |
Увеличение отчислений в пенсионный фонд работника |
| |
Продажа льготных акций |
Рис. 6.1. Материальная мотивация |
2-я модель | |
| | |
Профессиональный и должностной рост | |
| | | |
Повышение категорий, классности (1,2,3 категория; 1,2,3 класс) | Рекомендации для продвижения по службе |
| | | |
Направление на учебу(вуз, университет) | Рекомендации по избранию в руководящие органы управления предприятием |
| | |
Рекомендации в аспирантуру, магистратуру | Рекомендации по избранию в руководящие органы регионального управления |
| | |
Направление на целевые курсы | |
Рис. 6.2. Мотиваторы профессионального и должностного роста |
3-я модель |
| |
Моральные стимулы |
| |
Награждение дипломом за высокое профессиональное мастерство |
| |
Награждение знаками отличия «Лучший менеджер», |
| |
Рекомендации к награждению медалью, орденом России |
| |
Рекомендации для участия в государственных и межгосударственных |
| |
Предоставление к поездкам в заграничные командировки |
|
Рис. 6.3. Моральные стимулы |
4-я модель |
| |
Социально-натуральные мотиваторы |
| |
Продажа по льготным ценам товаров, выпускаемых предприятием |
| |
Покупка и продажа на льготных условиях товаров широкого |
| |
Строительство и выделение в пользование ИУР на бесплатной основе |
| |
Льготная покупка вышеперечисленных товаров, включая |
| |
Выделение льготных кредитов |
| |
Предоставление права отсрочки платежей на определнный период |
Рис. 6.4. Социально-натуральные мотиваторы |
5-я модель |
Социальные мотиваторы |
Бесплатное пользование дошкольными учреждениями |
Бесплатное питание на работе |
Бесплатное медицинское обслуживание |
Кредитование бесплатного образования работника и его детей |
Оплата транспортных расходов |
Бесплатное пользование спортивными сооружениями |
Досрочный выход на пенсию за счет предприятия |
Повышение квалификации за счет предприятия |
Материальные гарантии по безработице |
Покупка предприятиями жилья для своих работников |
Снижение норм выработки в связи с ухудшением состояния |
Скидки на покупку товаров |
Выделение беспроцентных кредитов |
Рис. 6.5. Социальные мотиваторы |
Апробация мотивационной модели по результатам аттестации УР на обследованных и других предприятиях дала основание говорить о том, что несмотря на отдельные недоработки в содержательной части, многие мотиваторы стали более существенно воздействовать на социальную и творческую активность работников и конечные результаты их деятельности, а также практически устранены формальные признаки в ее проведении. С другой стороны, стали более полно удовлетворяться потребности социального взаимодействия, потребности в уважении личности и самовыражения ее потенциальных возможностей.
Объективная необходимость апробации предлагаемых автором моделей мотивации продиктована реально существующей практикой и формальным отношением к ее проведению как со стороны руководителей предприятий, так и со стороны самих УР (табл. 6.2-6.3.).
Таблица 6.2 Формы подготовки УР к аттестации (в % к ответившим) | |||||
Формы | АМПО | Трансмаш | АТЗ | АНИТИМ | В среднем по массиву |
Не готовлюсь, так как она проходит формально | 40,0 | 29,9 | 21,8 | 32,1 | 31,0 |
Таблица 6.3 Степень влияния аттестации на повышение квалификации УР (%) | |||||
Ответ | АМПО | Трансмаш | АТЗ | АНИТИМ | В среднем по массиву |
Повышает квалификацию | 41,9 | 29,3 | 53,4 | 26,4 | 37,8 |