Мотивация в управлении: Курс лекций
Мотивация как фактор развития технического творчества управленческих работников
11.1. Проблемы в развитии технического творчества
До 1985 г. в бывшем СССР ежегодно в производство внедрялось более 4 млн. рационализаторских предложений и изобретений с экономическим эффектом 5 млрд. руб., естественно, в ценах соответствующего периода. Техническое творчество УР и рабочих положительно воздействовало не только на развитие экономики, но и на повышение социальной и творческой активности практически всех категорий работающих. Однако, наряду с увеличением численности изобретателей и рационализаторов, подавших предложения за последние 10-15 лет, в сравнении с предыдущими периодами, одновременно проявилась и другая отрицательная тенденция - уменьшение роста интенсивности массовости участия трудящихся в техническом творчестве в сравнении с общей численностью рабочих, УР и служащих, занятых в народном хозяйстве страны. Значительное количество предложений (более 30% от поданных) не находили практического применения в производстве из-за длительных сроков их использования.
Безусловно, данные явления требуют дальнейшего изучения как с позиции выяснения причин, породивших их, так и с точки зрения разработки мероприятий по устранению возникших отрицательных тенденций в развитии изобретательского и рационализаторского творчества. И особенно важным представляется изучение рационализаторской и изобретательской деятельности УР, от труда и характера принимаемых решений которых во многом зависят эффективность общественного производства, улучшение качества работы, масштабы и темпы научно-технического прогресса. С учетом всего этого и были определены основные задачи исследования. В теоретическом плане это:
рассмотрение вопросов, связанных с возрастающим значением изобретательской и рационализаторской деятельности УР в экономическом и социальном развитии;
определение направлений дальнейшего совершенствования организации изобретательской и рационализаторской работы в условиях объединений, предприятий;
стимулирование УР.
Для комплексного изучения этой проблемы в качестве объекта исследования были выбраны машиностроительные производственные объединения, предприятия, а предметом исследования - изобретательская и рационализаторская деятельность УР.
Теоретический анализ данной проблемы показал, что по ряду основных показателей изобретательства наша страна в прошлом вышла на уровень развитых в индустриальном отношении стран. Так, по числу ежегодно поступающих заявок наша страна занимала второе, а по количеству регистрируемых изобретений - третье место в мире.
Вместе с тем, Россия уступает некоторым странам по количеству заявок, приходящихся в среднем на тысячу ученых и инженеров, занятых исследованием и разработками. Недостаточно высок и показатель эффективности изобретательского труда, выражаемый через отношение зарегистрированных изобретений к количеству рассмотренных заявок. В последние 10-15 лет он составил около 30%.
Проблема повышения коэффициента полезного действия инженерного труда не нова. С ней сталкиваются почти на всех предприятиях страны. Ведь далеко не все УР занимаются творческим трудом. И тем не менее у каждого из этих работников есть достаточные знания и опыт, чтобы они смогли принести добавочную пользу предприятию, у каждого из них есть возможность для того, чтобы увеличить свой личный вклад в развитие производства, причем увеличить отнюдь не за счет выполнения своих прямых служебных обязанностей.
Критерием личного вклада в системе рубежей творческого роста является фактическая годовая экономия, полученная от внедрения технических новшеств: изобретений, рационализаторских предложений, исследований, не входящих в круг служебных обязанностей, организационных мероприятий, новых методов труда, освоенных другими работниками, новинок, заимствованных из литературы, с выставок, других предприятий.
Нельзя не отметить, что сама технология инженерно-технического творчества (конструкторского, изобретательского) изучена еще весьма слабо. Подавляющее большинство книг учило инженера не творить, а копировать. Настольными книгами конструкторов считают до сих пор альбомы заводских нормалей, альбомы систематизированных деталей, чертежи прошлых машин и очень редко - альбомы конструктивных приемов исполнения отдельных узлов с техническими характеристиками и экономическими оценками. А ведь инженер, не научившийся рационально конструировать, вряд ли станет изобретателем.
По мнению А.А. Силина, инженер должен сочетать знания какой-либо узкой области с четким пониманием всестороннего, комплексного подхода к задаче. Заставить же изобретателя или рационализатора решить какую-то конкретную задачу трудно, почти невозможно, если он не готов к этому. Процесс творчества, в том числе и технического, трудно поддается регламентации, и управлять им как следует пока не научились. Выход в том, чтобы хорошо обоснованные, важные для производства технические проблемы доводились до широкого круга работающих, и тогда наверняка найдутся люди, которые их смогут решить. Если можно так выразиться, задача состоит в том, чтобы, повышая массовость участников движения, повышать вероятность идеального совмещения новатора и задачи.
Развитие технического творчества УР в немалой степени зависит от систем мотивации и наличия на предприятиях соответствующих фондов.
Заслуживает внимания и практической апробации предложение Л.М.Дудкина, который предлагает сделать по существу один, с виду не такой уж трудный шаг - учредить фонд разработчика. Создание фонда разработчика - это не распыление части средств, аккумулируемых ныне на капитальные вложения и новую технику, так как эти средства по-прежнему будут сосредоточиваться в банках и предназначаться для новых разработок. Разница лишь в том, что решение вопроса об их использовании окажется в значительной мере в руках тех работников, которые результатами своего труда доказали свое право на решающее слово, доказали, что именно они могут использовать эти средства наиболее эффективно, с наибольшей пользой для общества.
Дело в том, что изобретатель работает, как уже отмечалось, не только ради материальных выгод, которые даже на основе результата получить слишком трудно, а то и практически невозможно. Основным стимулом творчества является неодолимое стремление творческой личности к самовыражению, которое для автора идеи проявляется в ее реализации. Поэтому часто нет никакого смысла тратить его время на длительную процедуру оформления изобретения, поскольку ему обычно не хватает времени для самого творчества. Если изобретатель и добивается оформления своего изобретения, то, как правило, по следующим причинам:
а) в целях получения документальной основы для признания и дальнейшего «пробивания» в жизнь данного изобретения;
б) для опровержения распространяемого его противниками мнения об отсутствии элементов нового в изобретении. Однако действующее в противовес желание не тратить время на оформительскую волокиту, а разрабатывать новые, более далеко идущие идеи, часто побеждает.
Наоборот, фиктивные авторы всегда сделают все для получения и материальных выгод от своего «участия» в чьем-то изобретении, с удовольствием занимаются (в случае признания изобретателем их участия) его проталкиванием. Кроме того, поскольку судьба изобретения и его автора в значительной мере зависит от руководителя, он в сложившихся условиях подчас стремится сам заполучить в соавторы лиц, от которых он зависит по служебной линии.
Отсутствует четкая система мотивации, как показали результаты социологического исследования, проведенного на предприятиях машиностроения, большой процент УР не занимается рационализацией и изобретательством, а поэтому в техническом творчестве используются далеко не все их потенциальные возможности.
Участие УР в техническом творчестве зависит от многих факторов: от образования, должности, специальности, содержательности труда и т.д. Исследование показало зависимость между отношением УР к рационализаторской и изобретательской деятельности и занимаемой должностью. Меньше всех занимаются рационализацией и изобретательством экономисты, а все остальные категории УР находятся приблизительно на одинаковых уровнях, но все же самый высокий процент (80%) приходится на начальников цехов, заместителей начальников цехов, отделов, лабораторий. Такие данные можно объяснить характером самого труда, условиями, необходимыми для развития творческой активности УР. Этим же можно объяснить и данные, показывающие, как УР занимаются рационализацией и изобретательством в зависимости от места работы.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что среди тех, кто занимается рационализацией и изобретательством, 58% приходится на отделы, 31% - на цехи, 11% - на лаборатории. Это естественно, так как в отделах имеются большие возможности и условия для занятия техническим творчеством.
Таблица 11.1 Участие УР предприятий машиностроения в рационализации и изобретательстве в зависимости от образовательного уровня (в %) | ||||||
Отношение к рационализаторской и изобретательской деятельности | Образование | Всего | ||||
незакон- | среднее | среднее специ- | незакон- | высшее | ||
Занимаются рационализацией и изобретательством | 2,00 | 5,00 | 36,00 | 3,00 | 54,00 | 100,00 |
Не занимаются | 2,00 | 8.00 | 41,00 | 2,00 | 47,00 | 100,00 |
Учеба, труд, творчество. Все это связано между собой, влияет друг на друга. Чем выше образовательный уровень работников, тем быстрее они вовлекаются в рационализаторскую и изобретательскую деятельность. Но даже среди УР с высшем образованием имеется значительный резерв для повышения уровня технического творчества (табл. 11.1).
Образовательный уровень изобретателей и рационализаторов определяет как количественную, так и качественную сторону их деятельности. Следует отметить, что сегодня уже необходимо заботиться не только о постоянном росте образовательного уровня, но и воспитывать в людях с молодых лет способность к творческому мышлению. Так, одной из основных целей высшей школы должно быть развитие у студентов творческих способностей, а не только простое накопление ими знаний и овладение определенными навыками в решении стандартных задач. «Однако главное, что должно дать образование и о чем часто забывают, - это не «багаж» знаний, а умение владеть этим «багажом». Это и есть главная цель любого, в том числе и высшего образования ... Владеть - это значит уметь применять. Умение применять складывается из двух вещей: умения технически работать в своей области, оно приобретается опытом. Но умение естественное - это умение ставить и решать в своей области вопросы. Таким образом, главная цель образования - это трениро вка мозга на все более творческой постановке и разрешении вопросов», - так считает А.Н. Несмеянов, и с этим трудно не согласиться.
А пока что главными причинами неучастия в рационализации и изобретательстве УР считают их перегрузку по основной работе и недостаточное материальное и моральное поощрение.
Творческий труд рационализаторов и изобретателей - это труд дополнительный, труд вне и сверх необходимой общественной нормы. Он не поддается непосредственному учету и нормированию. Поэтому затраты творческого труда рационализаторов и изобретателей определяются через общественную значимость их предложений (новизна технического решения, масштабы его использования) и сложность решения технической проблемы. Эти трудовые затраты косвенным путем выражаются через величину экономии, полученной от внедрения рацпредложений, что обусловливает и специфическую форму их возмещения, которое происходит в виде авторского вознаграждения, носит единовременный характер и выплачивается за счет экономии, полученной от внедрения в производство изобретений.