рефераты, курсовые, дипломы на заказ: актуально, качественно, удобно  
Диплом Арт - дипломы, курсовые, рефераты, контрольные работы на заказ Гарантии Прайс-лист Экспресс-заказ Оплата и доставка Контакты
Заказать реферат Заказать курсовую Заказать диплом

Мотивация в управлении: Курс лекций

Кокорев В.П.

Мотивация как фактор развития технического творчества управленческих работников

11.1. Проблемы в развитии технического творчества

До 1985 г. в бывшем СССР ежегодно в производство внедрялось более 4 млн. рационализаторских предложений и изобретений с экономическим эффектом 5 млрд. руб., естественно, в ценах соответствующего периода. Техническое творчество УР и рабочих положительно воздействовало не только на развитие экономики, но и на повышение социальной и творческой активности практически всех категорий работающих. Однако, наряду с увеличением численности изобретателей и рационализаторов, подавших предложения за последние 10-15 лет, в сравнении с предыдущими периодами, одновременно проявилась и другая отрицательная тенденция - уменьшение роста интенсивности массовости участия трудящихся в техническом творчестве в сравнении с общей численностью рабочих, УР и служащих, занятых в народном хозяйстве страны. Значительное количество предложений (более 30% от поданных) не находили практического применения в производстве из-за длительных сроков их использования.

Безусловно, данные явления требуют дальнейшего изучения как с позиции выяснения причин, породивших их, так и с точки зрения разработки мероприятий по устранению возникших отрицательных тенденций в развитии изобретательского и рационализаторского творчества. И особенно важным представляется изучение рационализаторской и изобретательской деятельности УР, от труда и характера принимаемых решений которых во многом зависят эффективность общественного производства, улучшение качества работы, масштабы и темпы научно-технического прогресса. С учетом всего этого и были определены основные задачи исследования. В теоретическом плане это:

  • рассмотрение вопросов, связанных с возрастающим значением изобретательской и рационализаторской деятельности УР в экономическом и социальном развитии;

  • определение направлений дальнейшего совершенствования организации изобретательской и рационализаторской работы в условиях объединений, предприятий;

  • стимулирование УР.

Для комплексного изучения этой проблемы в качестве объекта исследования были выбраны машиностроительные производственные объединения, предприятия, а предметом исследования - изобретательская и рационализаторская деятельность УР.

Теоретический анализ данной проблемы показал, что по ряду основных показателей изобретательства наша страна в прошлом вышла на уровень развитых в индустриальном отношении стран. Так, по числу ежегодно поступающих заявок наша страна занимала второе, а по количеству регистрируемых изобретений - третье место в мире.

Вместе с тем, Россия уступает некоторым странам по количеству заявок, приходящихся в среднем на тысячу ученых и инженеров, занятых исследованием и разработками. Недостаточно высок и показатель эффективности изобретательского труда, выражаемый через отношение зарегистрированных изобретений к количеству рассмотренных заявок. В последние 10-15 лет он составил около 30%.

Проблема повышения коэффициента полезного действия инженерного труда не нова. С ней сталкиваются почти на всех предприятиях страны. Ведь далеко не все УР занимаются творческим трудом. И тем не менее у каждого из этих работников есть достаточные знания и опыт, чтобы они смогли принести добавочную пользу предприятию, у каждого из них есть возможность для того, чтобы увеличить свой личный вклад в развитие производства, причем увеличить отнюдь не за счет выполнения своих прямых служебных обязанностей.

Критерием личного вклада в системе рубежей творческого роста является фактическая годовая экономия, полученная от внедрения технических новшеств: изобретений, рационализаторских предложений, исследований, не входящих в круг служебных обязанностей, организационных мероприятий, новых методов труда, освоенных другими работниками, новинок, заимствованных из литературы, с выставок, других предприятий.

Нельзя не отметить, что сама технология инженерно-технического творчества (конструкторского, изобретательского) изучена еще весьма слабо. Подавляющее большинство книг учило инженера не творить, а копировать. Настольными книгами конструкторов считают до сих пор альбомы заводских нормалей, альбомы систематизированных деталей, чертежи прошлых машин и очень редко - альбомы конструктивных приемов исполнения отдельных узлов с техническими характеристиками и экономическими оценками. А ведь инженер, не научившийся рационально конструировать, вряд ли станет изобретателем.

По мнению А.А. Силина, инженер должен сочетать знания какой-либо узкой области с четким пониманием всестороннего, комплексного подхода к задаче. Заставить же изобретателя или рационализатора решить какую-то конкретную задачу трудно, почти невозможно, если он не готов к этому. Процесс творчества, в том числе и технического, трудно поддается регламентации, и управлять им как следует пока не научились. Выход в том, чтобы хорошо обоснованные, важные для производства технические проблемы доводились до широкого круга работающих, и тогда наверняка найдутся люди, которые их смогут решить. Если можно так выразиться, задача состоит в том, чтобы, повышая массовость участников движения, повышать вероятность идеального совмещения новатора и задачи.

Развитие технического творчества УР в немалой степени зависит от систем мотивации и наличия на предприятиях соответствующих фондов.

Заслуживает внимания и практической апробации предложение Л.М.Дудкина, который предлагает сделать по существу один, с виду не такой уж трудный шаг - учредить фонд разработчика. Создание фонда разработчика - это не распыление части средств, аккумулируемых ныне на капитальные вложения и новую технику, так как эти средства по-прежнему будут сосредоточиваться в банках и предназначаться для новых разработок. Разница лишь в том, что решение вопроса об их использовании окажется в значительной мере в руках тех работников, которые результатами своего труда доказали свое право на решающее слово, доказали, что именно они могут использовать эти средства наиболее эффективно, с наибольшей пользой для общества.

Дело в том, что изобретатель работает, как уже отмечалось, не только ради материальных выгод, которые даже на основе результата получить слишком трудно, а то и практически невозможно. Основным стимулом творчества является неодолимое стремление творческой личности к самовыражению, которое для автора идеи проявляется в ее реализации. Поэтому часто нет никакого смысла тратить его время на длительную процедуру оформления изобретения, поскольку ему обычно не хватает времени для самого творчества. Если изобретатель и добивается оформления своего изобретения, то, как правило, по следующим причинам:

а) в целях получения документальной основы для признания и дальнейшего «пробивания» в жизнь данного изобретения;

б) для опровержения распространяемого его противниками мнения об отсутствии элементов нового в изобретении. Однако действующее в противовес желание не тратить время на оформительскую волокиту, а разрабатывать новые, более далеко идущие идеи, часто побеждает.

Наоборот, фиктивные авторы всегда сделают все для получения и материальных выгод от своего «участия» в чьем-то изобретении, с удовольствием занимаются (в случае признания изобретателем их участия) его проталкиванием. Кроме того, поскольку судьба изобретения и его автора в значительной мере зависит от руководителя, он в сложившихся условиях подчас стремится сам заполучить в соавторы лиц, от которых он зависит по служебной линии.

Отсутствует четкая система мотивации, как показали результаты социологического исследования, проведенного на предприятиях машиностроения, большой процент УР не занимается рационализацией и изобретательством, а поэтому в техническом творчестве используются далеко не все их потенциальные возможности.

Участие УР в техническом творчестве зависит от многих факторов: от образования, должности, специальности, содержательности труда и т.д. Исследование показало зависимость между отношением УР к рационализаторской и изобретательской деятельности и занимаемой должностью. Меньше всех занимаются рационализацией и изобретательством экономисты, а все остальные категории УР находятся приблизительно на одинаковых уровнях, но все же самый высокий процент (80%) приходится на начальников цехов, заместителей начальников цехов, отделов, лабораторий. Такие данные можно объяснить характером самого труда, условиями, необходимыми для развития творческой активности УР. Этим же можно объяснить и данные, показывающие, как УР занимаются рационализацией и изобретательством в зависимости от места работы.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что среди тех, кто занимается рационализацией и изобретательством, 58% приходится на отделы, 31% - на цехи, 11% - на лаборатории. Это естественно, так как в отделах имеются большие возможности и условия для занятия техническим творчеством.

Таблица 11.1 Участие УР предприятий машиностроения в рационализации и изобретательстве в зависимости от образовательного уровня (в %)

Отношение к рационализаторской и изобретательской деятельности

Образование

Всего

незакон-
ченное среднее

среднее

среднее специ-
льное

незакон-
ченное высшее

высшее

Занимаются рационализацией и изобретательством

2,00

5,00

36,00

3,00

54,00

100,00

Не занимаются

2,00

8.00

41,00

2,00

47,00

100,00

Учеба, труд, творчество. Все это связано между собой, влияет друг на друга. Чем выше образовательный уровень работников, тем быстрее они вовлекаются в рационализаторскую и изобретательскую деятельность. Но даже среди УР с высшем образованием имеется значительный резерв для повышения уровня технического творчества (табл. 11.1).

Образовательный уровень изобретателей и рационализаторов определяет как количественную, так и качественную сторону их деятельности. Следует отметить, что сегодня уже необходимо заботиться не только о постоянном росте образовательного уровня, но и воспитывать в людях с молодых лет способность к творческому мышлению. Так, одной из основных целей высшей школы должно быть развитие у студентов творческих способностей, а не только простое накопление ими знаний и овладение определенными навыками в решении стандартных задач. «Однако главное, что должно дать образование и о чем часто забывают, - это не «багаж» знаний, а умение владеть этим «багажом». Это и есть главная цель любого, в том числе и высшего образования ... Владеть - это значит уметь применять. Умение применять складывается из двух вещей: умения технически работать в своей области, оно приобретается опытом. Но умение естественное - это умение ставить и решать в своей области вопросы. Таким образом, главная цель образования - это трениро вка мозга на все более творческой постановке и разрешении вопросов», - так считает А.Н. Несмеянов, и с этим трудно не согласиться.

А пока что главными причинами неучастия в рационализации и изобретательстве УР считают их перегрузку по основной работе и недостаточное материальное и моральное поощрение.

Творческий труд рационализаторов и изобретателей - это труд дополнительный, труд вне и сверх необходимой общественной нормы. Он не поддается непосредственному учету и нормированию. Поэтому затраты творческого труда рационализаторов и изобретателей определяются через общественную значимость их предложений (новизна технического решения, масштабы его использования) и сложность решения технической проблемы. Эти трудовые затраты косвенным путем выражаются через величину экономии, полученной от внедрения рацпредложений, что обусловливает и специфическую форму их возмещения, которое происходит в виде авторского вознаграждения, носит единовременный характер и выплачивается за счет экономии, полученной от внедрения в производство изобретений.

Осенние скидки!

Сделав заказ работы у нас до 30 ноября., Вы получаете скидку 10% на все виды работ!
Новости

29.09.10 16:56
Новая книга по менеджменту

В разделе менеджмент опубликован сборник статей Менеджмент в эпоху глобализации

28.09.10 12:11
Новая книга по финансам

Заказать диплом, курсовую по предмету:

экономика

финансовый анализ
бизнес-планирование
инвестиции
менеджмент
маркетинг
экономическая теория
макроэкономика
микроэкономика
управление персоналом
финансы
денежное обращение и кредит
экономика предприятия

юриспруденция

правоведение
гражданское право
трудовое право
авторское право
финансовое право

гуманитарные науки

социология
политология
психология
педагогика
философия
этика
культурология
история

туризм

сервисная деятельность
экономика в туризме
менеджмент туризма
техника и технология туризма