Формирование рынка ценных бумаг в постсоциалистических странах
ГЛАВА III. ФОНДОВЫЕ РЫНКИ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ И ГОСУДАРСТВО
3.1. Влияние политики приватизации на формирование фондового рынка
Проблема определения цены приватизируемых объектов
Далее, при приватизации сразу возникает проблема определения цены приватизируемых объектов при отсутствии рынка имущества (капитала). И здесь возник порочный круг. Рынок капитала не может быть создан, пока не произведена оценка имущества и его распродажа. С другой стороны, имущество нельзя продать, пока нет его рынка. Этот замкнутый круг можно было разорвать только с помощью применения его оценки государством (с привлечением балансовых данных, западных аналогов продаваемого имущества и т.д.), которые неизбежно носили весьма произвольный и поэтому условный характер. К. Эрроу писал, что поскольку в переходной экономике отсутствует основа для определенных ожиданий в отношении рентабельности приватизируемых объектов, «неизбежна огромная неопределенность относительно стоимости фирм, и их продажа в значительной степени оказывается делом случая. Нет поэтому никаких оснований полагать, что собственность фирм окажется в руках наиболее способных обеспечить их эффективное функционирование» [Реформы глазами американских и российских ученых. М., 1996, с.82.].
Цена приватизируемых объектов и методы приватизации оказали прямое влияние на развитие рынка корпоративных бумаг, его капитализацию, участников, глубину, на приобщение населения к этому новому рыночному институту. Так, в результате ваучерной приватизации граждане России получили гораздо меньшую собственность (т.е. сумму денег, указанную в ваучерах), чем во многих странах ЦВЕ. В России, по признанию А.Чубайса, «имущество приватизируемых предприятий в свое время действительно было недооценено. Только не по причине плохой приватизации, а в силу неразвитости рынка ценных бумаг, высоких политических рисков» [Приватизация по-российски. М.: Вагриус, 1999, с.365.]. Со второй фразой никак нельзя согласиться. Именно по причине непродуманной, форсированной массовой приватизации в условиях, когда рынок ценных бумаг еще не мог быть развит, правительство раздало ваучеры по смехотворно низким номиналам; рынок вызвал недоверие граждан и фактически лишил почти всех возможности участвовать в результатах приватизации. В этом одно из существенных отличий российской приватизации от приватизации в странах ЦВЕ.