рефераты, курсовые, дипломы на заказ: актуально, качественно, удобно  
Диплом Арт - дипломы, курсовые, рефераты, контрольные работы на заказ Гарантии Прайс-лист Экспресс-заказ Оплата и доставка Контакты
Заказать реферат Заказать курсовую Заказать диплом

Формирование рынка ценных бумаг в постсоциалистических странах

Н.Б. Козлов

ГЛАВА III. ФОНДОВЫЕ РЫНКИ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ И ГОСУДАРСТВО

3.1. Влияние политики приватизации на формирование фондового рынка

Проблема регулирования деятельности приватизируемых предприятий

Одной из основных проблем приватизации стало регулирование деятельности предприятий, которые продолжают быть государственной собственностью, их приспособление к условиям формирующейся рыночной экономики и, в частности, рынка ценных бумаг. Попытки «вписать» государственную собственность в рыночные отношения нашли свое выражение в так называемой «коммерциализации» государственных предприятий, суть которой состоит в предоставлении им свободы в принятии экономических решений при сохранении государственного контроля прежде всего в вопросах собственности. Одной из форм коммерциализации является государственное акционерное общество. Примером может служить такое общество в Венгрии. В его ведении находятся имущественные права на предприятия, которые полностью или частично на более или менее длительный срок остаются в государственной собственности. Это акционерное общество представляет собой суперхолдинг с одним собственником - государством в лице правительства [Некипелов А. Очерки по экономике посткоммунизма, с.250.].

Приватизация поставила на повестку дня необходимость реструктуризации промышленных предприятий, т.е. радикальное изменение их организационно-управленческой и финансовой структуры с целью демонополизации, адаптации к требованиям рынка, технической модернизации и повышения конкурентоспособности. Не оправдались надежды на то, что в результате приватизации рынок сам приведет к необходимой реструктуризации предприятий. Во многих случаях реструктуризации препятствовали методы приватизации, не стимулировавшие ее. В первые годы приватизации этот процесс тормозили и непонимание природы реструктуризации в условиях трансформации. При этом было принципиально важно понять различия между реструктуризацией отдельной фирмы в условиях эффективно работающей рыночной экономики и реструктуризацией как системной перестройкой всей экономики и, в частности, радикальными изменениями структуры промышленности. Лишь в немногих ПСС приватизация с самого начала увязывалась с реструктуризацией предприятий. Наибольшего прогресса в этой области добилась Польша, где в результате осуществления программы реструктуризации за полтора года практически удалось решить проблему безнадежных долгов предприятий. При этом применялись такие методы, как банкротство, ликвидация, обмен долгов на акции. Противоположным примером может служить Чехия. В этой стране к концу 1995 г. было приватизировано более 75% всех государственных предприятий, однако, «эта крайне важная цель... отодвинула на задний план другую такую же важную цель - реструктуризацию предприятий и повышение их конкурентоспособности» [Poland. International Economic Report 1998/1999, Warsaw, 1999, p.219.].

Примерно со второй половины 90-х годов прошлого века программы реструктуризации реализуются в большинстве постсоциалистических государств. При этом обычно государство играет первую скрипку в реструктуризации приватизируемых наиболее важных предприятий, а банки участвуют в урегулировании финансовых вопросов менее значительных предприятий. Активная роль банков в процессе финансовой реструктуризации особенно характерна для ряда стран ЦВЕ.

Постсоциалистические государства используют такую форму реструктуризации, как децентрализация, дробление предприятий. Одна из основных целей состоит в децентрализации процесса принятия решений. Правда, пока эта форма структурной перестройки предприятий не получила большого развития. Противники этой формы реструктуризации справедливо опасаются возможного ослабления крупных предприятий. Естественно, что все определяется характером реструктурируемого объекта. Дж. Стиглиц считает, что «децентрализация способствует усилению стимулов (увязывая действия отдельных лиц или более мелких подразделений с вознаграждениями) и повышению ответственности, а также ужесточению бюджетных ограничений, исключая перекрестные субсидии, которые часто существуют в крупных организациях». Он отмечает также, что «передача прав собственности - труднейшая часть процесса, так как центральное руководство уступает немалую долю своей власти децентрализованным и отпочковавшимся организационным единицам, которые будут находиться под управлением более молодых менеджеров среднего звена. Однако в этом - ключ к успеху» [Вопросы экономики, 1999, № 7, с.21.].

Осенние скидки!

Сделав заказ работы у нас до 30 ноября., Вы получаете скидку 10% на все виды работ!
Новости

29.09.10 16:56
Новая книга по менеджменту

В разделе менеджмент опубликован сборник статей Менеджмент в эпоху глобализации

28.09.10 12:11
Новая книга по финансам

Заказать диплом, курсовую по предмету:

экономика

финансовый анализ
бизнес-планирование
инвестиции
менеджмент
маркетинг
экономическая теория
макроэкономика
микроэкономика
управление персоналом
финансы
денежное обращение и кредит
экономика предприятия

юриспруденция

правоведение
гражданское право
трудовое право
авторское право
финансовое право

гуманитарные науки

социология
политология
психология
педагогика
философия
этика
культурология
история

туризм

сервисная деятельность
экономика в туризме
менеджмент туризма
техника и технология туризма