Формирование рынка ценных бумаг в постсоциалистических странах
ГЛАВА III. ФОНДОВЫЕ РЫНКИ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ И ГОСУДАРСТВО
3.1. Влияние политики приватизации на формирование фондового рынка
Причины осложнения приватизации в странах СНГ
Приватизация в странах Содружества осложняется рядом объективных и субъективных причин.
После экономического роста в ряде государств в 1996-1999 гг. наступил спад, связанный с финансовым кризисом в России и недальновидной политикой некоторых республик в области допуска иностранных компаний на свои фондовые рынки. Падение курсов национальных валют, ослабление банков, рост неплатежей - все это затормозило приватизацию и развитие фондового рынка.
В условиях инфляции сложно оценивать приватизируемое имущество, приходится пересматривать «параметры» программ приватизации. Характерно, что в большинстве случаев государство стремилось приватизировать сначала убыточные предприятия с неэффективным управлением, что существенно затрудняло их приватизацию.
Большим препятствием в первые годы приватизации была неурегулированность вопроса о собственности на землю под приватизируемыми предприятиями. В таких республиках, как Молдова, Украина, Узбекистан, к середине 90-х годов эту землю было разрешено приватизировать. В других государствах СНГ в этой области существуют ограничения (обычно земля под частным предприятием сдается в долгосрочную аренду). Иногда возможность покупки земли ставится в зависимость от характера и размеров приватизируемого объекта.
Особенности социально-экономических условий, общего направления реформ, политики приватизации нашли отражение в резких контрастах и различиях в формировании национальных фондовых рынков. Это наиболее наглядно видно на примере Беларуси и Азербайджана. Эти республики, столь различные по своим подходам к реформированию экономики, только начали создавать рынки ценных бумаг, причем Азербайджан опережает Белоруссии прежде всего в развитии рынка акций. При этом налицо явные крайности в принципиальных вопросах политики государства на фондовом рынке. В Белоруссии, которая еще очень мало продвинулась по пути приватизации, но стремится создать национальный рынок ценных бумаг, рынок акций практически закрыт для нерезидентов. Вторичный рынок корпоративных бумаг находится в зачаточном состоянии. В Азербайджане, где процесс приватизации идет несколько более активно (хотя пока не затронула крупных предприятий), в начале 2000 г. почему-то было решено отменить все ограничения в отношении допуска нерезидентов на фондовый рынок. Резкие различия в режиме участия иностранных компаний в операциях на фондовом рынке существуют в Казахстане и Туркменистане.
На развитие фондовых рынков стран СНГ в перспективе может оказать заметное влияние налаживание их взаимодействия в рамках Содружества. Пока, прежде всего из-за отсутствия информации и обмена ею между странами эти рынки фактически обособлены друг от друга и являются замкнутыми. Между тем, как показал кризис 1998 г., сотрудничество стран в этой области могло бы сыграть существенную роль в предупреждении и смягчении негативных последствий финансовых потрясений. В странах СНГ растет понимание полезности большей взаимной открытости фондовых и валютных рынков. Первыми шагами в этом направлении явились разработка Конвенции о координации деятельности государств-участников СНГ на рынке ценных бумаг (сентябрь 1998 г.) и учреждение Международной ассоциации бирж стран СНГ (апрель 2000 г.). Целями Конвенции являются согласование и координация мер по защите интересов участников рынков ценных бумаг стран-участниц, создание общей информационной базы. Главная задача Ассоциации состоит в содействии формированию единого биржевого пространства Содружества с использованием передовых технологий, внедрения международных стандартов фондового рынка, взаимного признания регистрации эмиссии ценных бумаг.