Формирование рынка ценных бумаг в постсоциалистических странах
ГЛАВА III. ФОНДОВЫЕ РЫНКИ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ И ГОСУДАРСТВО
3.1. Влияние политики приватизации на формирование фондового рынка
Особенности политики приватизации в Польше
Одна из главных особенностей политики приватизации в Польше и ее влияния на формирование рынка ценных бумаг по сравнению с другими странами ЦВЕ и СНГ состоит в том, что с самого начала этот комплексный процесс стал объектом постоянного государственного регулирования на основе создания необходимых институциональных условий. Еще до проведения «большой» приватизации («малую» приватизацию начали еще в 80-е годы) в 1991 г. была создана Комиссия по рынку ценных бумаг и биржам Польши (КЦББ). Комиссия возникла одновременно с Варшавской фондовой биржей. Как отмечал председатель Комиссии Я.Соха, «сначала был создан регулятор, а потом всем участникам рынка пришлось функционировать по четко установленным правилам игры, что дало возможность сравнительно просто сразу предъявить высокие требования к рынку» [Рынок ценных бумаг, 2000, № 2, с.24.]. При этом польские реформаторы, на наш взгляд, исходили из совершенно правильного принципа: легче сначала установить жесткие требования, а затем их постепенно либерализовать, чем в случае необходимости ужесточать первоначально либеральный режим.
Важное исходное условие развития фондового рынка заключалось в том, что все сделки с ценными бумагами, допущенными к публичному предложению (за исключением государственных ценных бумаг), должны заключаться на организованном рынке. Поэтому нет проблемы с ликвидностью.
Польша применяет так называемый «британский» вариант приватизации, т.е. постепенную продажу (и банкротство) средних и крупных предприятий. Польша стремится избегать крайностей поспешной и поэтому плохо продуманной массовой приватизации (как в России и Чехии), в ходе которой без должного внимания остаются такие насущные вопросы как реструктуризация предприятий и корпоративное управление.
С середины 90-х годов началась более широкая приватизация. Ее предметом стали 500 крупных государственных предприятий. Основой этого этапа приватизации стали национальные инвестиционные фонды (к ним мы еще вернемся в конце этого раздела), деятельность которых оказала благоприятное влияние на организационно-финансовую перестройку предприятий, обеспечение прав мелких акционеров и развитие фондового рынка. Они способствовали привлечению к приватизации стратегических зарубежных инвесторов. Задача состоит в превращении приватизационных сертификатов (разновидность ваучеров) этих фондов в акции предприятий. При этом предполагается, что в руках государства останется не более 15% акций каждого фонда.
Готовясь к вступлению в ЕС, Польша стремится форсировать решения таких проблем, как реструктуризация металлургии, приватизация крупных предприятий в области инфраструктуры тяжелой промышленности, укрепление банковской системы.