Формирование рынка ценных бумаг в постсоциалистических странах
ГЛАВА III. ФОНДОВЫЕ РЫНКИ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ И ГОСУДАРСТВО
3.1. Влияние политики приватизации на формирование фондового рынка
Общие итоги приватизации с точки зрения ее влияния на формирование рынка ценных бумаг
Общие итоги приватизации за десять лет трансформации (при всех различиях по странам) с точки зрения ее влияния на формирование рынка ценных бумаг состоят в том, что возникли биржевой и внебиржевой фондовые рынки, первичный и вторичный рынки ценных корпоративных и государственных бумаг, институциональные и индивидуальные инвесторы, социальный слой собственников (см. табл.8). В ПСС был создан один из важнейших институтов рыночной экономики, являющийся источником финансирования предприятий и государства, механизмом аллокации финансовых ресурсов, формирования капитала и личного богатства, важным фактором экономического роста. Фондовый рынок становится органической частью финансовой системы и экономики трансформационных стран.
Наряду с этими позитивными итогами при проведении политики приватизации выявилось ее существенное отрицательное влияние на развитие фондового рынка, связанное прежде всего с неадекватным подходом к этому процессу, темпами и методами приватизации. Опыт показал, что форсированная массовая приватизация (особенно в ее российском варианте) затрудняет становление рынка корпоративных бумаг, порождает нерациональную систему корпоративного управления, ущемляет права миноритарных акционеров. Проведение приватизации, органически не увязанное с реструктуризацией предприятий, препятствует формированию действенной системы управления остающейся в руках государства собственностью, в частности, ее адаптации к требованиям рыночной экономики, эффективному использованию механизма фондового рынка для финансирования и развития предприятий.
Таблица 8. Доля частного сектора в экономике постсоциалистических стран (в %)
| ВВП | Число занятых | ||
1991 | 1998 | 1991 | 1998 | |
Страны ЦВЕ | ||||
Польша | 42,1 | 66,0 | 55,5 | 70,0 |
Венгрия | 18,0 | 80,0 | 48,0 | 75,0 |
Чехия | 17,3 | 75,0 | 18,8 | 81,4 |
Словакия | 25,0 | 82,4 | 25,8 | 65,2 |
Словения | 15,7 | 55,0 | 17,5 | ... |
Румыния | 23,6 | 58,0 | 33,6 | ... |
Болгария | 16,6 | 66,0 | 10,1 | 52,6 |
Страны СНГ | ||||
Россия | ... | 70,0 | ... | ... |
Украина | 7,8 | 58,0 | 2,4 | 37,0!) |
Белоруссия | ... | 20,0 | ... | ... |
Молдавия | 20,0 | 30,0 | 59,0 | 61,0 |
Узбекистан | ... | 45,0 | ... | ... |
Казахстан | ... | 55,0 | ... | ... |
Киргизия | ... | 60,0 | ... | ... |
Туркмения | ... | 25,0 | ... | ... |
Таджикистан | ... | 30,0 | ... | ... |
Азербайджан | 15,0 | 53,8 | 11,3 | 26,83) |
Армения | 24,2 | 52,02) | ... | 44,73) |
Грузия | 21,3 | 75,0!) | 11,6 | 72,4!) |
Страны Балтии | ||||
Латвия | ... | 60,0 | ... | ... |
Литва | ... | 70,0 | ... | ... |
Эстония | ... | 70,0 | ... | ... |
April, 1996 г.; 2) 1995 г.;3) 1994 г. Источник: Osteuropa-Institut Munchen, Working Papers, 1999, N218, s.149.