Финансовый менеджмент: Учебник
Глава 2. Введение в финансовое планирование и финансовое прогнозирование
2.2. Методы прогнозирования основных финансовых показателей.
Как видно из предыдущего изложения, важную роль в планировании составляют прогнозы и ориентиры. Финансовый менеджер должен уметь прогнозировать:
объем реализации,
себестоимость продукции в целом и по важнейшим статьям,
потребность в источниках финансирования,
величину денежных потоков и т.п.
Более того, прогнозирование как один из методов управления не должен сводиться лишь к расчету ориентиров для критериев, имеющих количественное измерение; оно понимается в более широком смысле, в частности и как метод выявления оптимальных вариантов действий. В этом смысле прогнозирование тесно связано с перспективным анализом, поскольку окончательный вариант действий выбирается после рассмотрения и сравнительного анализа различных вариантов, в том числе альтернативных.
Из множества подходов к прогнозированию наибольшее распространение получили три, в основе которых лежат:
методы экспертных оценок;
методы обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей;
методы ситуационного анализа и прогнозирования.
Дадим их краткую характеристику.