Финансовый менеджмент: Учебник
Глава 5. Финансовые решения в отношении активов хозяйствующего субъекта
5.3. Управление оборотным капиталом
5.3.2. Управление дебиторской задолженностью
Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами:
- видом продукции,
- емкостью рынка,
- степенью насыщенности рынка данной продукцией,
- принятой в компании системой расчетов и др.
Последний фактор особенно важен для финансового менеджера. Постоянные клиенты обычно оплачивают товар в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. В экономически развитых странах одной из наиболее распространенных является схема типа «d/k брутто n», означающая, что:
• покупатель получает скидку в размере d% в случае оплаты полученного товара в течение k дней с начала периода кредитования (например, с момента получения или отгрузки товара);
• покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с (k+1)-го по n-й день кредитного периода;
• в случае неуплаты в течение n дней покупатель будет вынужден дополнительно уплатить штраф, величина которого варьирует в зависимости от момента оплаты.
Предоставление скидки выгодно как покупателю, так и продавцу. Первый имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров, второй получает косвенную выгоду в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет собой, по сути, иммобилизацию денежных средств.
Финансовый менеджер может варьировать любым параметром в данной схеме, однако наиболее существенным является величина скидки. Она может устанавливаться различными способами, в том числе и с использованием некоторых формализованных алгоритмов, в которых учтены влияние инфляции и сокращение расходов на поддержание источников финансирования дебиторской задолженности.
Система управления дебиторской задолженностью требует постоянного контроля по ряду параметров. К ним относятся:
время обращения средств, вложенных в дебиторскую задолженность;
структура дебиторов по различным признакам;
схемы расчетов с покупателями и возможность их унификации;
схема контроля за исполнением дебиторами своих обязательств; схема контроля и принципы резервирования сомнительных долгов;
система мер, касающихся недобросовестных или неисполнительных покупателей и др.
Процедуры принятия решений в отношении многих из упомянутых параметров в основном неформализованные и нарабатываются по мере становления компании.