Финансовый менеджмент: Учебник
Глава 7. Финансовая несостоятельность предприятий
7.1. Регулирование банкротства
Несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.
Финансовая несостоятельность возникает из-за превышения обязательств над ликвидными активами, т. е. из-за неудовлетворительной структуры баланса. Она выражается в появлении просроченной задолженности перед бюджетом, банками, поставщиками и другими контрагентами. Несостоятельность, или банкротство, предприятий является результатом неудовлетворительной работы по финансированию и кредитованию.
Банкротство - неотъемлемая часть конкурентной рыночной среды, без банкротства нет конкуренции. Возможность банкротства заставляет предприятия принимать меры по обеспечению финансовой устойчивости, повышать эффективность и производительность труда.
В 1992 г. был принят первый документ в области банкротства - Указ Президента РФ № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур».
Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г. №3929-1 был введен в действие с 1 марта 1993 г.
Комплекс проблем, связанных с процедурой банкротства, рассмотрен в Указе Президента РФ от 22 декабря 1993 г. №2264 «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий».
Механизм реализации процедуры банкротства раскрывается Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. №498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий», утвердившим ряд нормативных документов, включая:
«Систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособного предприятия»,
«Положение о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий»,
«Положение о порядке принятия решений о добровольной ликвидации предприятий-должников».
Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г. №1114 «О продаже государственных предприятий-должников» утвердил одноименное Положение.
Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) распоряжением № 31-р от 12 августа 1994 г. утвердило «Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса».
В соответствии с Указами Президента РФ от 14 августа 1996 г. №1176 «О системе федеральных органов исполнительной власти» и от 17 марта 1997 г. №249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» Правительство РФ постановлением от 8 июля 1997 г. № 848 «Вопросы Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению» определило, что Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДНФО) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении организаций.
Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению - правопреемник Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению создает территориальные органы и представительства.
Для обеспечения принудительного исполнения судебных решений, актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество организаций-должников, образован Федеральный долговой центр при Правительстве РФ (ФДЦ) - специализированное государственное учреждение. Центр наделен правом проведения торгов имуществом организаций-должников, кроме государственных предприятий и эмиссионных ценных бумаг.
ФДЦ:
оценивает ликвидность имущества организации-должника в целях отбора активов для наложения ареста при обращении взыскания на его имущество;
привлекает специализированные организации для реализации арестованного имущества организации-должника путем проведения торгов на договорных началах;
организует торги по продаже имущества организаций-должников, подлежащего реализации путем проведения торгов;
при необходимости организует перевозку и хранение арестованного имущества организации-должника;
при выполнении функций специализированной организации по реализации имущества организации-должника получает и перечисляет средства, вырученные в результате продажи имущества организации-должника.
ФДЦ имеет право:
• получать у организаций-должников, судебных приставов-исполнителей, налоговых, таможенных органов и органов налоговой полиции информацию об имуществе организации-должника, на имущество которой в установленном порядке обращено взыскание;
• привлекать специалистов, в том числе работников специализированных экспертных организаций, для разрешения вопросов, возникающих при совершении исполнительных действий, требующих специальных знаний;
• рекомендовать состав имущества, подвергаемого аресту в ходе принудительного обращения взыскания на имущество организации-должника;
• заключать договоры, в том числе на конкурсной основе, со специализированными организациями, привлекаемыми для реализации арестованного имущества, а также с организациями и гражданами, привлекаемыми для перевозки и хранения арестованного имущества;
• совершать сделки путем проведения публичных торгов по реализации имущества организаций-должников;
• получать в установленном порядке компенсацию расходов по совершению исполнительных действий, отчисления средств от продажи арестованного имущества организаций-должников, а также комиссионное вознаграждение в случае выполнения им функций специализированной организации по реализации имущества организации-должника;
• безвозмездно получать от государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций документы и информацию, необходимые для выполнения своих функций;
• создавать свои территориальные подразделения, наделять организации правами по осуществлению своих функций на соответствующей территории;
• выступать в качестве истца и ответчика в суде и арбитражном суде.
С 1 марта 1998 г. введен в действие новый Федеральный закон РФ №6-ФЗ от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)». Он устанавливает основания признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и другие отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.