Финансовый менеджмент: Учебник
Глава 7. Финансовая несостоятельность предприятий
7.2. Процедура банкротства
7.2.12. Некоторые особенности банкротства
Особый порядок применения процедуры банкротства установлен в отношении градообразующих предприятий. Ими признаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее 1/2 численности населения соответствующего населенного пункта. Аналогичные особенности применяются к предприятиям с численностью работников более 5000 человек.
При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления. В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.
Если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления, арбитражный суд вводит внешнее управление по основаниям, предусмотренным законом, а также по ходатайству органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.
Поручительство по обязательствам должника может быть дано Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов. Органы, представившие поручительство по обязательствам должника, могут предложить арбитражному суду кандидатуру внешнего управляющего. Поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами.
Внешнее управление градообразующего предприятия может быть продлено арбитражным судом на срок до одного года при наличии ходатайства органа местного самоуправления. Основанием для продления внешнего управления градообразующего предприятия служит план его финансового оздоровления, предусматривающий:
инвестиции,
трудоустройство работников,
создание новых рабочих мест и другие способы восстановления платежеспособности должника.
По ходатайству органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника срок внешнего управления градообразующего предприятий может быть продлен до 10 лет.
Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в лице их уполномоченных органов могут в любое время до окончания внешнего управления градообразующего предприятия рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам другим способом.
В случае удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам производство по делу о банкротстве прекращается. В целях удовлетворения требований кредиторов выходе внешнего управления предприятие может быть продано путем проведения конкурса.
Обязательные условия конкурса:
сохранение рабочих мест для не менее чем 70% работников, занятых на предприятии на момент его продажи;
обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия переобучить или трудоустроить этих работников.
При продаже имущества должника, признанного банкротом, арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие как единый имущественный комплекс.
Рассмотрим некоторые особенности банкротства участников рынка ценных бумаг.
При рассмотрении дела о банкротстве организации или гражданина - профессионального участника рынка ценных бумаг - лицом, участвующим в арбитражном процессе, признается Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).
Арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг, должен иметь лицензию арбитражного управляющего, а также аттестат, выдаваемый ФКЦБ.
Ограничения на совершение сделок профессиональным участником рынка ценных бумаг при применении к нему процедур банкротства не распространяются на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по поручениям клиентов и подтвержденные последними после возбуждения производства по делу о банкротстве.
Временный управляющий в десятидневный срок с момента его назначения направляет клиентам и передавшим должнику - профессиональному участнику рынка ценных бумаг в управление принадлежащие им ценные бумаги, извещение о возбуждении дела о банкротстве и вступлении в права временного управляющего. В извещении указываются:
реквизиты лицензии арбитражного управляющего,
вид и реквизиты аттестата, выданного ФКЦБ,
а также предлагается дать распоряжение о действиях, которые необходимо совершить с ценными бумагами, принадлежащими клиенту.
Ценные бумаги и иное имущество клиентов, находящиеся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, не включаются в конкурсную массу.
С момента введения внешнего управления или конкурсного производства оставшиеся ценные бумаги клиентов подлежат возврату клиентам, если иное не предусмотрено соглашением внешнего управляющего или конкурсного управляющего с клиентами.
Если требования клиентов в отношении возврата принадлежащих им ценных бумаг одного вида, эмитента, категории, типа, серии превышают количество указанных ценных бумаг, находящихся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, возврат указанных ценных бумаг клиентам осуществляется пропорционально требованиям клиентов. Требования клиентов в неудовлетворенной их части признаются денежными обязательствами.
Внешний управляющий вправе передать ценные бумаги, переданные этой организации в управление клиентами, другой организации, имеющей соответствующую лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, с согласия и от имени клиентов.
Рассмотрим особенности банкротства индивидуальных предпринимателей.
Основанием признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано:
должником -индивидуальным предпринимателем,
кредитором по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью,
налоговыми и иными уполномоченными органами по требованиям по обязательным платежам,
прокурором.
С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.
Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение одного года с момента признания его банкротом.
Арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Особенности применения процедуры банкротства установлены и для сельскохозяйственных организаций - юридических лиц, основным видом деятельности которых является выращивание, производство, переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50% общей суммы выручки. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций применяются также к рыболовецким артелям, колхозам, выручка которых от реализации сельскохозяйственной продукции и выловленных водных биологических ресурсов составляет не менее 70% общей суммы выручки.
При продаже объектов недвижимости, которые используются в целях сельскохозяйственного производства и принадлежат сельскохозяйственной организации, признанной банкротом, при прочих равных условиях преимущественное право приобретения таких объектов принадлежит сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности.
При ликвидации вследствие банкротства сельскохозяйственных организаций их земельные участки отчуждаются или переходят к другому лицу, Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию в той мере, в какой их оборот допускается законодательством.
В ходе наблюдения при анализе финансового состояния сельхозорганизации учитываются сезонность сельхозпроизводства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельхозорганизацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.
Внешнее управление сельхозорганизацией вводится на срок до окончания соответствующего периода сельхозработ с учетом времени, необходимого для реализации сельскохозяйственной продукции. Если в течение срока внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельхозорганизации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими крайне неблагоприятными условиями, срок внешнего управления может быть продлен на один год.
Остановимся на особенностях банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства.
Заявление индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства о признании его банкротом может быть подано в арбитражный суд при наличии письменного согласия всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства. К заявлению прилагаются документы:
о составе и стоимости имущества крестьянского (фермерского) хозяйства;
о составе и стоимости имущества, принадлежащего членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также об источниках, за счет которых приобретено указанное имущество;
о размере доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельхозработ.
Эти документы также прилагаются к отзыву на заявление кредитора, налогового или иного уполномоченного органа или прокурора.
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства в двухмесячный срок с момента принятия арбитражным судом заявления о признании хозяйства банкротом может быть представлен в арбитражный суд план восстановления платежеспособности хозяйства.
Если осуществление мероприятий, предусмотренных планом восстановления платежеспособности, позволит крестьянскому (фермерскому) хозяйству, в том числе за счет доходов, которые могут быть получены хозяйством по окончании соответствующего периода сельхозработ, погасить требования по денежным обязательствам и обязательным платежам, арбитражный суд вводит внешнее управление крестьянским (фермерским) хозяйством на срок до окончания соответствующего периода сельхозработ с учетом времени, необходимого для реализации выращенной, произведенной, переработанной сельхозпродукции.
Если в течение срока внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния хозяйства в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими крайне неблагоприятными условиями, срок внешнего управления может быть продлен на один год.
Внешнее управление досрочно прекращается арбитражным судом по заявлению внешнего управляющего или любого из кредиторов при невыполнении мероприятий, предусмотренных планом восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства; наличии других обстоятельств, свидетельствующих о невозможности восстановления платежеспособности хозяйства.
Досрочное прекращение внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством влечет признание его банкротом и открытие конкурсного производства.
Внешним управляющим крестьянским (фермерским) хозяйством может быть назначено лицо, не имеющее лицензии арбитражного управляющего. Полномочия внешнего управляющего могут осуществляться главой крестьянского (фермерского) хозяйства с согласия внешнего управляющего.
При признании арбитражный судом крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и открытии конкурсного производства в конкурсную массу хозяйства включаются находящееся в общей собственности членов хозяйства:
недвижимое имущество, в том числе:
насаждения,
хозяйственные и другие постройки,
мелиоративные и другие сооружения,
продуктивный и рабочий скот,
птица,
сельскохозяйственная и иная техника и оборудование,
транспортные сред инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов,
а также право аренды земельного участка и иные имущественные права, принадлежащие хозяйству и имеющие денежную оценку.
При банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежа ему земельный участок может отчуждаться или переходить к другому л Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию в той мере, в какой его оборот допускается законодательством.
Имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и его членам на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами хозяйства, не включаются в конкурсную массу.
Недвижимое имущество, имущественные права в отношении недвижимого имущества, входящие в конкурсную массу крестьянского (фермере) хозяйства, продаются только по конкурсу, обязательное условие которою состоит в сохранении целевого сельхозназначения продаваемых объектов.
Государственная регистрация главы хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента принятия решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства.