рефераты, курсовые, дипломы на заказ: актуально, качественно, удобно  
Диплом Арт - дипломы, курсовые, рефераты, контрольные работы на заказ Гарантии Прайс-лист Экспресс-заказ Оплата и доставка Контакты
Заказать реферат Заказать курсовую Заказать диплом
Главная   /   Библиотека   /   Менеджмент   /   Менеджмент в эпоху глобализации: Сб. статей   /   ВЫПУСКНИК ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ: МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ (об авторе)

Менеджмент в эпоху глобализации: Сб. статей

В.И. Маслов

ВЫПУСКНИК ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ: МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ (об авторе)

Я учился на экономическом факультете МГУ в далекие послевоенные годы (1954 – 1959). Приехал в Москву из маленького шахтерского городка Тульской области, в котором было много шахт и не было ни одного театра. Учился в одной из двух школ города, где увлекся немецким языком. Его нам преподавала Ольга Карловна Штерн (немка), которая организовала драматический кружок, где мы готовили отрывки из немецких пьес, читали стихи Гете и менее известных поэтов Германии (и это – в первые послевоенные годы). Мы полюбили немецкую культуру и знали, что не всякий немец – фашист. К концу учебы я решил понять, что же сделало десятки миллионов немцев восторженными поклонниками национал-социализма, заставило уверовать в исключительность арийской расы. Один из мудрых школьных учителей сказал мне, что ответ я найду, изучив экономику предвоенной Германии.

Так я пришел на Моховую, где тогда находился экономический факультет МГУ. Моя мать была инженером, отец погиб под Сталинградом, так что никаких «связей» в Москве не было. Но была золотая медаль, которая в тот год давала право поступать без экзаменов в любой вуз СССР (в том числе в МГУ и МГИМО). В приемной комиссии экономического факультета я сказал, что хочу изучать экономику ФРГ. Почему? – Немцы убили моего отца. Я хочу понять страну, чьи солдаты дошли до Волги, хотя их туда никто не звал.

Первые два года все мы учились по единой программе, специализация начиналась на третьем курсе. Кафедра экономики зарубежных стран («зарубежка») была самой престижной, и я понял, что обойти многих моих однокурсников, окончивших московские и ленинградские спецшколы, мне будет нелегко. Я начал работать. Вставал в 5 утра и до 6 часов ежедневно учил немецкий язык: заучивал новые слова и выражения, отрабатывал произношение. Затем ехал из общежития на Стромынке в центр, где на Моховой проходили занятия. Вечерами писал краткие сочинения на немецком языке, которые правил красными чернилами мой друг из ГДР Йохен Монеке. К концу учебного года на странице стал преобладать синий цвет, и Йохен сказал, что теперь мне нужна языковая практика. Наступили летние каникулы. Я пришел в Бюро международного молодежного туризма «Спутник» и сказал, что я – студент экономического факультета МГУ и хочу летом работать переводчиком, сопровождая группы немецких туристов в их поездках по Советскому Союзу. После собеседования мне сказали, что сообщат о результатах. Через две недели я встречал в Бресте первую в моей жизни группу молодых туристов из ГДР. Сказать, что мне было трудно, - ничего не сказать. Но в те годы на экономическом факультете не только обучали студентов различным наукам, но и воспитывали их. Преподаватели прививали нам те ценности, которые позже (в 80-х годах) стали называть организационной культурой МГУ и субкультурой экономического факультета. Многие наши профессора были не только профессионалами, но и личностями. Они формировали в нас такие качества, как умение отстаивать свою, а не вычитанную точку зрения. «Цитирование даже классика, - говорили они, - не является доказательством истинности. Это лишь свидетельство Вашего знакомства с его работами. Аргументация – Ваша задача». Нас учили работать и добиваться своих целей трудом. Поэтому я знал, что только от меня зависит, удастся ли мне поступить на «зарубежку». Это и произошло на третьем курсе. Мой бессменный научный руководитель Г.В. Смирнов очень многое дал нам, студентам, которые изучали экономику ФРГ. Он не только читал великолепные лекции, но и научил нас анализировать деловую прессу ФРГ. Впоследствии я написал диссертацию, за которую мне и сейчас не было бы стыдно. Впрочем, нас учили любую работу – статью, тезисы, книгу – писать так, чтобы спокойно можно было указывать свою фамилию.

После окончания аспирантуры и защиты диссертации я принял приглашение директора Института экономики и организации промышленного производства СО АН СССР Г.А. Пруденского. Его сменил затем молодой член-корр. АН СССР А.Г. Аганбегян, увлекавшийся матмедодами в экономике. Мы разошлись в оценке возможностей математических методов в управлении социальными процессами, и один из нас должен был уйти. Понятно, что директор остался. Диплом экономиста, полученный в МГУ, дал мне возможность сразу же поступить на кафедру политической экономии одного новосибирского вуза, а затем переехать в Москву, где я работал более 20 лет в Институте международного рабочего движения АН СССР. Я участвовал в первом международном проекте, в котором социально-экономические вопросы исследовали ученые 9 капиталистических и 6 социалистических стран. К тому времени я опубликовал ряд работ по управлению персоналом, так что в рамках проекта мне было поручено изучать формы и методы управления персоналом, а также участие работников в управлении производством в 15 странах.

Затем вышли две монографии на эту тему (обе – в 1983 г.). Обсудив докторскую диссертацию на экономическом факультете, я уехал на год в Бонн для работы в исследовательском институте Фонда Фридриха Эберта. Вернулся я в другую страну, где пришлось окунуться в новую для меня предпринимательскую деятельность. Знание немецкого языка, имевшиеся у меня контакты в деловых, а не только университетских кругах Западной Германии позволили наладить сотрудничество многих наших производителей и немецких малых и средних предприятий. Два года были потеряны для научной и преподавательской работы, но я не жалею о моем «хождении в бизнес». Я познакомился изнутри с новым для меня миром, понял, что этот мир мне чужд и в декабре 1992 г. принял предложение академика Н.Н. Моисеева перейти на работу в новый университет. Международный независимый эколого-политологический университет был призван готовить специалистов разного профиля, в том числе экономистов. Выпускники университета получали знания по экологии и политологии на всех факультетах. В принципе это была интересная идея, так что я проработал профессором кафедры экономической теории шесть лет, преподавая новые для меня курсы по управлению персоналом и «Россия и Германия в современном мире».

Позднее меня пригласили на работу в Академию народного хозяйства при Правительстве России: произошла встреча с А.Г. Аганбегяном – возвращение тридцать лет спустя. Я смог убедиться на практике, как пагубно влияет на качество обучения отсутствие вступительных экзаменов, когда зачисляют любого, кто может платить 6500 долл. США за учебу в год. Примерно половина студентов в том институте, где я работал, не заинтересована в учебе: они приходят на занятия лишь потому, что родители грозят «снять их с довольствия», если они будут пропускать занятия. Другие хотят учиться, но лишь немногие могут. Исключать студентов за неуспеваемость не принято: они ведь «кормят» преподавателей и администрацию. Так что самые лучшие преподаватели могут увлечь 10 – 12 студентов из 40.

Для души я работал по совместительству в родном Московском университете, преподавая спецкурс «Россия и мир: возможные пути развития». Студенты отделения политологии философского факультета настолько заинтересовались проблемой, что после сдачи экзаменов попросили продолжить наши встречи. Так возник «Аналитический клуб Маслова» (сокращенно АКМ). Каждый четверг мы встречались и работали 4 часа, обсуждая заранее выбранную тему. Нам было интересно общаться, так что клуб работал более пяти лет.

Наконец, в конце 1999 г. проректор МГУ А.В. Сидорович познакомился со мной в ходе работы над российско-германским проектом и предложил перейти к нему на кафедру. Разумеется, я не раздумывал ни минуты: вернуться в штат альма-матер – это было для меня счастьем. Была создана образовательная программа по предпринимательству и менеджменту, где несколько лет велись занятия (на немецком языке). Как руководитель этой программы я делал все возможное для ее развития, что было бы невозможно без помощи ректора МГУ.

На кафедре я завершил работу над книгой «Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры», первой книги по данной проблеме в России (да и в мире таких работ пока немного). Курс по новому подходу к управлению человеческими ресурсами в XXI веке вызывает интерес как у студентов, так и у менеджеров, обучающихся в МГУ, а также в МЭСИ и Академии народного хозяйства при правительстве России. Приглашают меня и для проведения занятий с руководителями предприятий в рамках семинаров, которые регулярно проводятся в Москве и других городах в рамках Президентской программы по подготовке руководителей для народного хозяйства.

Образование, полученное на экономическом факультете, было именно образованием, а не узконаправленным обучением. Университетская подготовка позволяла разрабатывать новые идеи, которые оказались востребованными спустя десятилетия после окончания МГУ.

Мне приходится часто бывать в качестве гостевого профессора в зарубежных университетах, прежде всего Германии и Австрии. Как-то в Оснабрюке (ФРГ) студенты после сдачи экзаменов сказали мне: «Если бы у нас хотя бы 1% профессоров были такими как Вы!». Пришлось поблагодарить их и сказать: «Только не говорите об этой оценке декану». Пояснил: в Венском экономическом университете я несколько лет читал семестровый курс лекций. Однажды группа студентов пришла к проректору и сказала: «Это – самый интересный курс, который у нас был за три года учебы в университете!». Проректор улыбнулся, сказал, что постарается теперь приглашать меня не раз, а два раза в год. Уже прошли пять лет. Приглашения пока нет…

В Вену я, правда, приезжаю, но как член Правления Международной ассоциации кросскультурного менеджмента. Проректор Венского университета всегда рад меня видеть: он – генеральный секретарь ассоциации, и мы с ним давно «на ты».

Учеба на экономическом факультете МГУ была для меня бесценной школой. Именно она позволила мне, оставаясь самим собой, не меняя убеждений, быть востребованным практически в любой ситуации. Сегодня, уже как преподаватель, я делаю все, чтобы донести до наших студентов хотя бы часть тех ценностей, которые сумели привить мне мои Учителя.

В. И. Маслов

Москва, 5 сентября 2008 г.

Осенние скидки!

Сделав заказ работы у нас до 30 ноября., Вы получаете скидку 10% на все виды работ!
Новости

29.09.10 16:56
Новая книга по менеджменту

В разделе менеджмент опубликован сборник статей Менеджмент в эпоху глобализации

28.09.10 12:11
Новая книга по финансам

Заказать диплом, курсовую по предмету:

экономика

финансовый анализ
бизнес-планирование
инвестиции
менеджмент
маркетинг
экономическая теория
макроэкономика
микроэкономика
управление персоналом
финансы
денежное обращение и кредит
экономика предприятия

юриспруденция

правоведение
гражданское право
трудовое право
авторское право
финансовое право

гуманитарные науки

социология
политология
психология
педагогика
философия
этика
культурология
история

туризм

сервисная деятельность
экономика в туризме
менеджмент туризма
техника и технология туризма