Менеджмент в эпоху глобализации: Сб. статей
Роль корпоративной культуры в формировании инновационного менеджмента (Доклад на конференции «Ломоносовские чтения», апрель 2007 г.)
Типы корпоративной культуры
В этой связи меняется и корпоративная культура, в рамках которой только и возможен экономический рост в условиях общества знаний. Традиционный технократический тип культуры характеризуется:
- жесткой субординацией, иерархией в системе управления;
- преобладанием регламентированного исполнительского поведения;
- рационально-экономической мотивацией;
- специализацией органов управления и должностных лиц в выполнении организаторских, хозяйственных, творческих функций.
Именно этот тип культуры является сегодня господствующим в организациях как России, так и Северной Америки, Европы и (частично) Японии.
Инновационный тип культуры характеризуется:
- значительно более высоким образовательным уровнем персонала;
- творческой обстановкой, новаторством;
- постоянным совершенствованием, экспериментаторством;
- готовностью к риску;
- динамизмом.
Новый тип корпоративной культуры основан на создании творческой атмосферы в организации, поощряющей сотрудников к созданию нового, а не просто профессиональным исполнением предписанных указаний для качественного воспроизводства уже существующего. Главная ценность при этом - возможность творчески работать, что является важным мотиватором, ибо в этом случае речь идет о мотивации самим трудом. Одновременно происходит развитие персонала организации, что чрезвычайно важно для разработки и реализации стратегического управления как предприятием, так и человеческими ресурсами.
Для формирования инновационной культуры прежде всего необходима иная организационная структура управления. В ее основе должен быть заложен принцип гибкого реагирования, способности воспринимать новое, что в условиях постоянных непредсказуемых изменений во внешней среде - необходимое условие выживание организации. С этой точки зрения используются проектные или программно-целевые структуры и их сочетание с традиционной функциональной.