Менеджмент в эпоху глобализации: Сб. статей
Невидимое оружие конкуренции (Эффективная корпоративная культура)
Диагностика типа корпоративной культуры по Г. Хофштеде и Д. Боллинже
Для диагностики типа корпоративной культуры наиболее часто применяется метод, разработанный голландским ученым Г. Хофштеде и французским консультантом по управлению Д. Боллинже. Они предложили четыре основные характеристики корпоративной культуры: дистанция власти; стремление к избежанию неопределенности; индивидуализм-коллективизм; мужественность и женственность.
Параметр «дистанция власти» включает в себя следующие факторы:
1. частоту выражения подчиненными своего несогласия с мнением руководителя;
2. количество работников, предпочитающих демократический (консультативный) стиль управления директивному (автократическому);
3. количество работников, считающих, что стиль их непосредственного руководителя относится к директивному (автократическому).
Параметр «стремление к избежанию неопределенности» включает следующие факторы:
1. желание урегулировать поведение, его предписания и обоснования;
2. стремление к стабильности занятий, выполняемых заданий;
3. состояние ощущения стресса и неопределенности.
Третий показатель, характеризующий корпоративную культуру, - «индивидуализм-коллективизм». Для сотрудников «индивидуалистских» организаций является важным:
1. иметь достаточно времени для личной и семейной жизни;
2. иметь большую свободу в организации для своей деятельности;
3. иметь работу, от выполнения которой можно получить чувство удовлетворения.
Персонал «коллективистских» организаций ориентируется на следующие ценности:
1. иметь возможность обучаться или повышать свою квалификацию;
2. иметь хорошие условия труда;
3. полностью использовать свои знания.
Четвертый параметр – «мужественность – женственность».
При этом «мужской менталитет» предполагает:
1. наличие возможностей для продвижения по службе;
2. требование хорошо оплачиваемой работы;
3. наличие возможностей обучения или повышения квалификации (как и в «коллективистских» организациях);
4. наличие возможностей быть в курсе технических новостей.
«Женский менталитет» означает следующие ценности:
1. работа в дружеской атмосфере;
2. возможность оставаться на данном рабочем месте так долго, как хочет сотрудник;
3. наличие приемлемых условий труда;
4. хорошие отношения с руководством и с коллегами по работе.
Разумеется, все четыре характеристики корпоративной культуры находятся в тесном взаимодействии и на основе их сочетания можно установить такие важные характеристики, как стиль управления, виды конфликтов в организации и способы их разрешения. В конечном итоге, эффективность корпоративной культуры определяется тем, насколько сочетание ее параметров (как элементов) содействует формированию корпоративной культуры, как системы, в рамках которой только и возможно достижение конкурентных преимуществ организации.
Динамика корпоративной культуры органически связана с изменениями людей. Если менеджеры не готовы к перестройке собственной личности, культура организации будет обречена на состояние окостенелости, а сама организация все больше будет утрачивать конкурентоспособность.