Менеджмент в эпоху глобализации: Сб. статей
Невидимое оружие конкуренции (Эффективная корпоративная культура)
Корпоративная культура компании «Инструм-Рэнд»
В работе рассматривается корпоративная культура трех организаций, расположенных в различных регионах России: российско-американской компании «Инструм-Рэнд» (г. Павлово Нижегородской области); международного концерна «Сименс» в Москве и коммерческого банка «Возрождения и развития» (г. Пенза). При анализе их культуры будет использована диагностика предприятий по основным параметрам, описанным выше.
Компания «Инструм-Рэнд» из рядового предприятия превратилась в ведущего российского производителя пневмоинструмента. Среди ее клиентов «Дженерал-моторз», «Форд», «Мерседес-Бенц», «Формула-1». В настоящее время «Инструм-Рэнд» более 80% продукции поставляет на зарубежные рынки.
Основой успеха явилась не новейшая технология и не высокая заработная плата, а изменение важнейших ценностей корпоративной культуры. «По настоящему добротная продукция появится не раньше, чем изменится стиль и культура людей, которые ее производят», - убеждены руководители предприятия. Важнейшими ценностями корпоративной культуры были признаны: атмосфера достойной жизни, отсутствие страха, радость от преодоления тех сложностей и задач, которые стоят перед каждым сотрудником, отказ от репрессивного менеджмента (принцип Деминга). Важнейшей нормой стало участие всех работников в поиске путей повышения качества продукции. Постепенно каждый сотрудник из исполнителя стал партнером по управлению бизнесом. Фактически была минимизирована «дистанция власти». Непрерывное обучение и развитие всех без исключения сотрудников стало нормой в организации.
В целом, на предприятии сложилась корпоративная культура, которая характеризуется достаточно низким значением индекса «стремление к избежанию неопределенности». В организации доминируют ценности коллективистской культуры. Последняя характерна для эффективных самообучающихся организаций с высоким уровнем мотивации. Как правило, инновативные предприятия имеют коллективистскую культуру.
Наконец, индекс «мужественность-женственность» в «Инструм-Рэнд» показывает, что сложилась, в основном, «женская организационная культура», при которой высоко ценится качество жизни, солидарность, оказание помощи коллеге, ориентация на равенство («сотрудники – партнеры по управлению бизнесом»).