Менеджмент в эпоху глобализации: Сб. статей
Корпоративная культура в современном менеджменте
1. Новая роль корпоративной культуры
Еще в начале 90-х годов XX века американские ученые М. Хаммер и Дж. Чампи выдвинули концепцию управления изменениями. В рамках этой теории хозяйственный реинжиниринг обосновывался как радикальное перепроектирование предприятия и его важнейших процессов. Результатом должно быть резкое (на порядок!) улучшение важнейших количественно измеряемых показателей издержек, качества, обслуживания и сроков. Так и было в первой половине 90-х годов. Но позже было отмечено, что до трех четвертей усилий, направлявшихся на реинжениринг, как и на менеджмент всеобщего качества (TQM), стратегическое планирование и сокращение размеров организаций, оказывались полностью безуспешными. Более того, они создавали столь серьезные проблемы, что возникала угроза самому существованию организаций, - отмечают американские исследователи К.С. Камерон и Р. И. Куинн. (К.С. Камерон, Р. И. Куинн. Диагностика и изменение организационной культуры. - С. – Петербург: Питер, 2001.)
Важнейшей причиной неудач большинство авторов считает пренебрежение культурой организации (или – корпоративной культурой, что является синонимом, как и понятие «организационная культура»). Наиболее преуспевающие фирмы, такие как Coca-Cola, Disney, General Electric, Intel, McDonalds, Merck, Microsoft, Sony, Toyota имеют сложившуюся культуру, четко распознаваемую сотрудниками. Причем, в отличие от такого конкурентного оружия, как технологии и величина финансового капитала организации, корпоративная культура не столь видима. Но именно эффективная культура организации создает важнейшие условия ее конкурентного преимущества: чувство причастности к организации и преданность общему делу, что связывает сотрудников в один коллектив.
В современных условиях в России и мире господствует корпоративная культура, которая разделяет коллектив организации на начальников и подчиненных. В итоге высшему руководству организации становится известно только о 4 процентах проблем компании. Информация об остальных 96 процентах проблем блокируется нижестоящими менеджерами (Секрет фирмы, 2006, № 3, с. 39.). Лучшие руководители начинают осознавать, что не новейшие технологии сами по себе, а корпоративная культура дает сотрудникам видение будущего, мобилизует их на достижение целей организации, устраняет психологические барьеры между руководителями и подчиненными. Культура организации стала в наше время определяющим фактором долгосрочного финансового успеха. Это убедительно демонстрируют результаты эмпирических исследований зарубежных ученых. Это же подтверждает опыт лучших предприятий России.