Менеджмент в эпоху глобализации: Сб. статей
Основные особенности общества знаний
Характеристика общества знаний
Современные проблемы менеджмента порождены новым типом экономического роста. Его называют по-разному: научно-техническим или инновационным. Этот тип роста обусловлен развитие нового общества, которое все чаще называют «обществом знаний». Основные характеристики этого общества:
- массовая творческая активность, меняющая отношение к формам самовыражения личности, риску, инициативе, поиску;
- предпринимательское поведение, направленное на освоение высоких технологий;
- модификация отношений собственности в крупных корпорациях (внутренние венчуры);
- преобразующий характер менеджмента.
В этой связи меняется и корпоративная культура, в рамках которой только и возможен экономический рост в условиях общества знаний. Традиционный технократический тип культуры характеризуется:
- жесткой субординацией, иерархией в системе управления;
- преобладанием регламентированного исполнительского поведения;
- рационально-экономической мотивацией;
- специализацией органов управления и должностных лиц в выполнении организаторских, хозяйственных, творческих функций.
Именно этот тип культуры является сегодня господствующим в организациях как России, так и Северной Америки, Европы и (частично) Японии. В прошлом такая корпоративная культура позволяла эффективно управлять персоналом и организацией в целом.
В обществе знаний требуется, чтобы инновации стали нормой в организации. Для этого требуется иная корпоративная культура.
Инновационный тип культуры характеризуется:
- значительно более высоким образовательным уровнем персонала;
- творческой обстановкой, новаторством;
- постоянным совершенствованием, экспериментаторством;
- готовностью к риску;
- динамизмом.
Новый тип корпоративной культуры основан на создании творческой атмосферы в организации, поощряющей сотрудников к созданию нового. Просто профессиональное исполнение предписанных указаний для качественного воспроизводства уже существующего недостаточно для конкурентоспособности в обществе знаний. Главная ценность новой корпоративной культуры состоит в том, что она создает возможность творчески работать. Для интеллектуальных работников это является важным мотиватором, ибо в этом случае речь идет о мотивации самим трудом. Одновременно происходит развитие персонала организации, что чрезвычайно важно для разработки и реализации нового менеджмента.
Для формирования инновационной культуры прежде всего необходима иная организационная структура управления. В ее основе должен быть заложен принцип гибкого реагирования, способности воспринимать новое, что в условиях постоянных непредсказуемых изменений во внешней среде - необходимое условие выживание организации. С этой точки зрения используются проектные или программно-целевые структуры и их сочетание с традиционной функциональной.