Менеджмент в эпоху глобализации: Сб. статей
Основные особенности общества знаний
Информационная экономика – материальная основа общества знаний
В наше время в индустриально развитых странах происходит повышение квалификации сотрудников, интеллектуализация их труда, что связано с внедрением высоких технологий и расширением сферы информационных услуг. Зарождение новой отрасли – информационной экономики привело к становлению предприятий принципиально нового типа. Именно информационная экономика является материальной основой информационного общества (схема 1).
Схема 1
Как видно из схемы, решающую роль в информационной экономике играют творческие виды деятельности, в том числе управление и различные виды образования. Поистине гигантское коммерческое значение приобрели в последние годы сфера новых знаний, воплощаемых в новейших технологиях и производстве оборудования, а также подготовка кадров и организация производственного процесса в сфере информационной экономики. На их долю в развитых странах Запада приходится более 80% прироста производства ВВП. По данным экспертов, ежегодный оборот на рынке новых технологий и наукоемкой готовой продукции в несколько раз превышает оборот рынка сырья, включая нефть, нефтепродукты, газ и древесину. Речь идет уже не о миллиардах, а о триллионах долларов.
Это приводит к глубоким социальным преобразованиям. Резко сокращается число занятых в промышленности и сельском хозяйстве. В ближайшие годы, по имеющимся прогнозам, в развитых странах лишь один из десяти занятых будет трудиться в промышленности. Центр тяжести в сфере занятости перемещается из индустрии в область сервиса, а в деловой активности - из материального производства в сферы финансовых и иных трансакций. Происходит разбухание фиктивного финансового капитала, искусственное раздувание рекламы и развитие торговли, ориентированных не на обслуживание, а на подчинение потребителя и подталкивающие его к росту престижного - и в этом смысле фиктивного - потребления. Увеличивается число занятых в бюрократическом (т.е. работающем прежде всего на воспроизводство «бюро» - аппарата) управлении всех уровней, что наблюдается и России. Широкое распространение получило развитие массовой культуры - не развивающей, а разрушающей творческий потенциал человека.
Между тем, как верно отмечает А.В. Бузгалин, «ключевой проблемой прогресса человеческого сообщества в XXI веке становится освобождение творческой деятельности от форм, которые ей навязываются в превратном секторе (Превратный (фиктивный) сектор - сфера, где не создаются ни утилитарные материальные, ни культурные ценности, где преимущественно производятся и воспроизводятся фиктивные блага, предназначение которых - обслуживание трансакций, трансформаций одних превращенных форм в другие), выдавливание этого сектора и использование высвобождаемых ресурсов для прогресса креатосферы - мира культуры, общедоступной творческой деятельности и, соответственно, сфер, в которых создаются культурные ценности, идет процесс формирования, воспитания, обучения и развития человека как свободной, всесторонне развивающейся личности» (Бузгалин А.В. Социально-экономические противоречия генезиса постиндустирального общества и их теоретическая рефлексия. - Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: 2001 № 3, с. 83). Развитие личности (а не просто обучение, переобучение, повышение квалификации) провозглашалось высшей целью общества многими философами прошлого. В наши дни об этом говорят уже практики. «Только воспитание и разностороннее обучение в сочетании с формированием всесторонне развитой личности создают подлинный капитал нашего общества», - пишет Э. фон Кюнхайм - президент автомобильного концерна БМВ (Германия). И подчеркивает: только реализация этой триединой задачи позволит Германии в будущем удерживать позиции в группе ведущих индустриальных стран мира (Welt am Sonntag, 10.11.1996, S. 56). В Германии пока так и не услышали призыва Эбергарда фон Кюнхайма. Там продолжают недооценивать важности триединства: воспитание - обучение - формирование личности. В итоге качество подготовки выпускников немецких вузов уже сегодня не отвечает потребностям рынка. К тому же уровень подготовки в вузах Германии очень низок: по итогам международного исследования («Pisa-Studien») они занимают 32 место в мире. В итоге руководитель немецкого отделения McKinsey Юрген Клюге вынужден с тревогой писать: «Положение в системе немецкого образования критическое. Даже если мы по мановению волшебной палочки уже завтра имели бы наилучшую в мире систему образования, потребовалось бы 20 лет для того, чтобы она принесла свой эффект. За эти годы молодой человек окончил бы свое школьное образование и получил специальность в вузе. Именно поэтому мы должны действовать быстро, поскольку отсталость системы образования Германии ведет нас к серьезному экономическому кризису» (Die Welt, 5. Mai 2003. Более подробно проблемы образования и современной экономики Ю. Клюге рассматривает в своей последней книге «Покончить с нищетой образования. Концепция оздоровления», которая вышла в Германии (Kluge J. Schluss mit der Bildungsmisere. Ein Sanierungskonzept. - Campus Verlag, Frankfurt-New York, 2003)). Более широкий подход к оценке роли образования у нашего ученого: «Образование и воспитание становятся своего рода «первым подразделением» общественной деятельности в рамках мира культуры», - замечает А.В. Бузгалин (А.В. Бузгалин, указ. соч., с. 90). Причем, образование и воспитание, как единый процесс развития человека, станут «первым подразделением» креатосферы в той мере, в какой обеспечат формирование человека, обладающего творческими способностями. Они призваны содействовать формированию человека, способного увидеть проблемы, противоречия этого мира, способного распредметить его, способного найти новые комбинации известных элементов и своей деятельностью создать недостающие элементы для того, чтобы творческое озарение породило новую культурную деятельность. Говоря языком Э.Фромма, этот человек должен быть, а не иметь. Леонтьевская школа психологии (МГУ им. М.В. Ломоносова) в данном случае делает акцент именно на деятельностной стороне человека, а не просто его способности быть.
В то же время в современном мире «формирование профессионала, его деятельность, потребление им массовой культуры или узко профессиональных знаний становятся слагаемыми единого процесса функционирования псевдокультуры, псевдовоспитания и псевдообучения, точнее культуры, воспитания и обучения в превращенных формах, характерных для современного информационного общества или общества профессионалов» (Там же, с. 91 - 92). Фактически, речь идет о проблемам зарождающегося общества знаний. В нем растет разделение труда, обостряется профессионализм меньшинства при культурно-творческой деградации большинства (Подробнее см.: Маслов В.И. О всеобщей макдональдизации и способах ее преодоления. - Предпринимательство, 2000, № 3, с. 36 - 51, а также: Schmidt H. Auf der Suche nach einer oeffentlichen Moral. 2. Aufl. - Stuttgart: Deutsche Verlags-Anstalt, 1998; Ларуш Л. Вы на самом деле хотели бы знать все об экономике?». Пер. с англ. - Москва, 1992).
Работник сферы обслуживания значит сегодня в обществе больше, чем работник промышленного предприятия. Тот, кто желает добиться власти, стремится не столько к владению средствами производства, сколько к владению средствами коммуникаций. Именно этим обусловлена политическая борьба за новые средства массовой информации. В России в 2000-2008 гг. мы наглядно видим эту борьбу, которую ведут влиятельные «олигархи» и власть.
Наши ученые также отмечали еще в середине 80-х годов, что третья промышленная революция ведет нас в информационную эру. «Наши потомки будут жить в информационном обществе, - писал Г.Г. Воробьев. – Это означает, что профессии многих будут связаны с производством и обработкой информации, а это потребует больших изменений в условиях и методах труда и даже в образе жизни» (См.: Воробьёв Г.Г., с. 3). Можно сделать вывод, что в информационном обществе важнейшими производственными факторами становятся новые виды «товаров» – интеллект и фантазия.
Основой информационного общества вместо земли и труда (в прошлом) становятся интеллект, информация и интерес (См. подробнее. В.И. Маслов. «Интеллект, Информация, Интерес – основы информационного общества. – Эксперт. 2001г. №. 18). Генезис нового общества в развитых странах на рубеже XX - XXI веков, называемого сначала постиндустриальным, а затем информационным (с множеством разновидностей: общество профессионалов, общество знаний и т.п.), стал почти общепризнанным. Основные характеристики этого общества, - по определению А.В. Бузгалина, - превращение производства know how и особенно информационных технологий в ключевой фактор прогресса (экономического процветания, геополитической власти), вытеснение индустрии сферой услуг; изменение структуры производства, институциональной системы (в частности, новая природа фирм и систем управления), поселений; превращение профессионалов и центров «производства» в ключевые параметры развития (Бузгалин А.В. Социально-экономические противоречия генезиса постиндустирального общества и их теоретическая рефлексия. - Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: 2001 № 3, с.75).
Различные сферы информационной экономики породили спрос на работников особо высокой квалификации, которых в настоящее время не хватает во многих странах мира, в том числе в России. В дальнейшем рабочая сила еще более усложнится. В частности, почти все новые рабочие места, которые будут созданы в ближайшие 10 лет, потребуют специалистов с высшим образованием. Это предъявляет новое требование к обществу, которое будет вынуждено перейти к всеобщему высшему образованию, как обязательной предпосылке дальнейшего трудоустройства своих граждан и конкурентоспособности своей экономики в глобализирующемся мире.
Все это серьезно влияет на стратегию управления персоналом, поскольку приходится учитывать новый тип работника, новый характер его труда и меняющийся образ жизни всего общества.
Москва, 1 сентября 2008 г.