Менеджмент в эпоху глобализации: Сб. статей
Вместо заключения
В последние десятилетия мир изменился. В XXI веке перемены стали во многом непредсказуемыми и еще более быстрыми. Должен измениться и менеджмент, чтобы обеспечить конкурентоспособность предприятий в обществе знаний. Условием преобразования менеджмента, как и во времена Тейлора, является духовная перестройка как менеджеров, так и работников предприятий. Важнейшей предпосылкой появления работников нового типа является эффективная система школьного и высшего образования. Это осознают многие руководители крупных корпораций стран Запада. «Только воспитание и разностороннее обучение в сочетании с формированием всесторонне развитой личности создают подлинный капитал нашего общества», - говорит Э. фон Кюнхайм - президент автомобильного концерна БМВ (Германия). И он подчеркивает: только реализация этой триединой задачи позволит Германии в будущем удерживать свои позиции в группе ведущих индустриальных стран мира (Welt am Sonntag, 10. November 1996, S. 56). На конгрессе в сентябре 2006 г. в Оснабрюке (Германия) было признано, что в наши дни важнейшими приоритетами являются образование и наука.
В Германии пока так и не услышали призыва Эберхарда фон Кюнхайма, а также ученых. Там продолжают недооценивать важности триединства в работе школ и вузов: воспитание - обучение - формирование личности. В итоге качество подготовки выпускников немецких вузов сегодня не отвечает потребностям рынка. Немецкие вузы занимают 32 место в мире по качеству подготовки специалистов. Их выпускники не в состоянии овладеть новейшими подходами к управлению персоналом.
Может быть, мы будем, наконец, учиться на чужих ошибках? - Тем более, что предпосылки для решения этой триединой задачи в области образования у нашей страны есть. Надо лишь возродить то, что сделало в свое время советскую систему образования (школьного и высшего) лучшей в мире. Тогда выпускники российских вузов смогут реализовать на практике переход от отделов кадров предприятий не к отделам управления персоналом, а сразу к отделам стратегического управления человеческими ресурсами. При благоприятных условиях этот «прорыв» в управлении позволит внедрить в нашей стране систему управления персоналом завтрашнего дня раньше, чем это произойдет в странах Запада. Там сравнительно недавно на фирмах утвердились отделы управления персоналом и отказ от них (в силу инерции и из-за отсутствия необходимых для этого менеджеров нового типа) будет весьма болезненным. Стратегия опережения всегда более выигрышна, чем стратегия, направленная на то, чтобы догнать других.
Подобная система университетского образования создана и поддерживается на Факультете глобальных процессов. Студенты обучаются 5 лет, что позволяет подготовить именно специалистов. Важную роль играет глубокое овладение английским языком (основным языком международного общения). Студенты уже со второго курса применяют знание языка на практике, поскольку Факультет проводит ежегодно два студенческих семинара: в МГУ и в Университете им. Гете (Франкфурт-на-Майне, Германия), где все выступления и дискуссии ведутся на английском языке.
Если государственной целью преобразований в нашей стране станет возрождение Человека на основе духовных ценностей России, как традиционного (коллективистского) общества, - успех таких преобразований более чем вероятен.
Москва, 27 октября 2008 г.