Основы менеджмента: Учебное пособие
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
«Звезды» современного менеджмента
Практические основы системной философии современного цивилизованного бизнеса и менеджмента созданы талантливыми людьми выдающегося ума и энергии. Звезды первой величины в этой плеяде великих предпринимателей: гений японского менеджмента Коносукэ Мацусита - основатель электротехнической империи «Мацусита дэнки», Томас Уотсон – создатель современного имиджа «Интернэшнл бизнес мэшинз», Акио Морита - глава компании «Sony» и ряд других. Например, ИБМ - это сегодня крупнейший в мире производитель компьютерной техники, а в прошлом - компания по торговле птичьим пометом. В основе их всемирно признанного огромных масштабов интернационального успеха лежит система идей, взглядов и практических общекорпоративных установок чуть ли не религиозных по силе верования. Эти идеи и взгляды, составляющие фундамент созданных ими систем менеджмента, становились достоянием многочисленного персонала их компаний. Результатом этого явился неоценимый вклад в развитие не только национальных экономик, но и в создание и производство всемирно известной продукции высочайшего уровня качества и функциональных возможностей.
Оригинальны и поучительны, современны и непреходящи ценностные ориентиры Коносукэ Мацуситы: на первом месте должна быть мечта, идея, курс - то, что объединяло бы коллектив, соединяло усилия каждого в общее устремление не делать ничего «через пень колоду», привлекать весь персонал к решению проблем компании; работай на общество; не хитри, будь честным; каждый работник должен быть хозяином на своем рабочем месте; не живи вчерашним днем; будь знатоком человеческой натуры - в этом успех. Такие и подобные им ценности и взгляды отражаются в философии и концепциях менеджмента, миссиях и стратегиях деятельности компаний, что придает управленческой работе системный, т.е. объединяющий персонал характер. В странах на постсоветском пространстве, как правило, действуют архаичные авторитарно-бюрократические системы управления, не учитывающие в должной мере огромных изменений в мировом менеджменте второй половины XX века. Поэтому актуальной и одновременно сложной задачей является переход к новейшей системно-ориентированной парадигме управления. Ее фундаментом является системно-маркетинговая модель менеджмента деловых организаций, базирующаяся на приверженности к общечеловеческим ценностям, самостоятельности персонала, ориентации усилий руководства компаний на развитии инициативы, творчества и энергии работников, маркетинг, инвестиции в стратегические сферы деятельности и инновации.