Основы менеджмента: Учебное пособие
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
Системология менеджмента
Среди компонентов системы менеджмента имеется объективно главный системообразующий элемент - это его цели. Для динамично изменяющихся систем живой природы, в качестве которой естественно выступает менеджмент, это положение имеет фундаментальное значение. В отличие от технических систем, в которых поведение элементов жестко запрограммировано и предсказуемо почти со стопроцентной вероятностью, в системах менеджмента, как живых человеческих образованиях, такого состояния функционирования достичь практически невозможно в связи с непредсказуемостью поведения индивидуумов в различных ситуациях. В то же время главной задачей менеджмента является объединение людей во имя достижения корпоративных интересов, а для этого необходима концентрация усилий людей вокруг целей организации и подчинения им всей совместной деятельности.
Реализовать эту основополагающую задачу совместной деятельности можно, приложив высокопрофессиональные усилия и материальные средства и находить компромиссы между интересами собственников, акционеров, поставщиков, партнеров, наемного персонала организаций и клиентов. Именно системная методология предоставляет реальные аналитические возможности исследования взаимосвязей между ними и на этой основе - выработку направлений, принципов и методов нахождения компромиссного соответствия между зачастую противоречивыми интересами контрагентов производственно-коммерческой деятельности во имя благополучия и процветания их и общества в целом.
Второе, но не менее важное по своей сути, следствие использования системной методологии в менеджменте состоит в том, что она позволяет привести все компоненты управленческой деятельности к единой мере, т.е. качественно высоко самоорганизовываться и на этой основе усиливать целеустремленность совместных действий людей в рамках формальной организации. И третий из наиболее существенных эффектов системологии менеджмента заключен в практической возможности находить противоречия и несовершенства в системе управления, определять их качественные и количественные параметры, устранять их или ослаблять, и на этой основе динамично развивать систему менеджмента.